Здравствуйте, уважаемые читатели! Я, Александр Холодов, продолжаю вместе с вами отслеживать актуальные события из автомобильного мира. Сегодня хочется обратиться к вопросам автострахования и обсудить тему, о которой все немного позабыли – «Европейский протокол» и «Прямое урегулирование убытков». Эти механизмы, призванные упростить процедуру получения страховой выплаты, вступили в законную силу чуть больше года назад. 1 марта 2009 года, если быть точным. Событие это знаковое.
Если ранее упрощенными механизмами ОСАГО могли воспользоваться лишь единицы (напомним, по закону воспользоваться Европотоколом и прямым урегулированием убытков могли только автомобилисты, оформившие полис ОСАГО после 1 марта 2009 года), то сейчас с учетом того, что срок договора автострахования гражданской ответственности – 1 год, их действие распространяется на всех водителей.
Наверняка, вы помните, что с первого же момента реализации этих двух начинании были определенные сложности, недомолвки, недопонимание. Что же происходит сейчас? Начнем с Европотокола, то есть возможности оформления мелких ДТП без вызова на место сотрудников ГИБДД. Воспользоваться этим правом можно, если: в ДТП участвовало не более двух транспортных средств, нет пострадавших, вина одного из участников аварии очевидна, а размер ущерба не превышает 25000 рублей. При этом участника ДТП необходимо правильно заполнить извещение о ДТП по ОСАГО и оформить схему аварии. Можно сказать, что эта услуга практически не пользуется у водителей спросом по той причине, что сама процедура оформления ДТП по Европротоколу невнятно прописана, и многие просто не понимают, что конкретно от них требуется. В результате автомобилисты относятся с некоторой опаской к этому нововведению, и, на мой взгляд, совершенно оправдано.
Лично я бы, например, не стал проводить такие рискованные эксперименты, так как в случае какой-нибудь ошибки можно вовсе остаться без страховой выплаты. Статистика по применению Европотокола пока не наработана, отмечаются лишь единичные случаи, которые можно отнести скорее к исключению, чем к сложившейся закономерности.
С прямым урегулированием убытков – право обращаться с требованием о возмещении убытков по договору ОСАГО непосредственно в свою страховую компанию, а не к страховщику виновника аварии – ситуация иная. Этот механизм оказался более востребован, однако у страховщиков на этот счет появились некоторые хитрости.
Дело в том, что между страховыми компаниями существует соглашение, согласно которому по случаям прямого урегулирования убытков между собой они рассчитываются по среднему тарифу – около 30 тысяч рублей за один страховой случай. То есть если вы обратились в свою страховую компанию, и она вам заплатила за виновного в аварии дядю, эти деньги она получает в свою очередь со страховой компании виновника, но не ту сумму, что заплатила, а лишь оговоренную выше сумму. И получается, что если ущерб, к примеру, составляет 120 тысяч рублей, то обратно они страховщики смогут вернуть всего лишь 30 тысяч рублей. Понятно, что это и абсолютно невыгодно, зато выгодно выплачивать своим клиентам по прямому урегулированию убытков мелкие суммы в 5-10 тысяч рублей.
В результате на рынке наметилась такая тенденция: если за выплатой по прямому урегулированию обращается человек, у которого, например, лишь поцарапан бампер, страховые компании принимают его с распростёртыми объятиями. Если машина полностью разбита и ущерб значительный, то такого клиента всяческими способами пытаются отфутболить, и отправить в компанию виновника ДТП. На самом деле организовался уже целый «бизнес внутри бизнеса», в который вовлекли и аварийных комиссаров. Последние, оценив на месте, что ущерб небольшой, зазывают клиента воспользоваться прямым урегулированием, и напротив, всячески отговаривают, если речь идет о крупном возмещении.
Подобные прецеденты происходят сейчас сплошь и рядом. Можете поэкспериментировать сами. Позвоните в любую страховую компанию, прикиньтесь глупым клиентом, и спросите, можно ли вам с минимальным ущербом прийти за выплатой именно в свою страховую компанию. Вам скажут вы для них долгожданный и родной клиент. А затем позвоните с тем же вопросом, но на этот раз, сообщив о крупном ущербе в 100 тысяч рублей. С большой долей вероятностей вам порекомендуют все-таки обратиться в компанию виновника ДТП. И уловок для этого накопился уже целый арсенал. Самая распространенная и в тоже время простая из них – клиенту говорят, конечно же, в устной форме, что у него ущерб больше 25 тысяч рублей, и значит, права на прямое урегулирование убытков он не имеет. Однако это незаконно, так как ограничение по сумме ущерба распространяется только на Европротокол. Расчет нечистых на руку страховщиков прост – оба нововведения ввели в одно время, и у многих водителей каша в голове – не все до конца уяснили правила применения упрощенных механизмов.
Что касается прямого урегулирования убытков, то условий, дающих возможность воспользоваться им, всего два – в ДТП не должно быть человеческих жертв, и участников аварии должно быть не больше двух. Впрочем, вариантов отговорок может быть масса. И если вам отказывают в выплате по прямому урегулированию убытков, то аргумент у вас должен быть один – это пошлите меня письменно. То есть требуйте изложить причину отказа в письменной форме. Все устные заверения зачастую неправдивы. И к тому же вы не сможете их обжаловать, так как от слов всегда можно отказаться, или сказать, что вы все не так поняли. А в письменной форме, уверяю вас, никто из страховщиков не решиться написать, что отказывает вам в выплате по прямому урегулированию убытков, потому что это невыгодно.
ранее:
«Программа по утилизации не избавит нас от автохлама во дворах»
«Графики КБДХ по уборке улиц не работают!»
«За рулем по воле президента и кефира не попьешь»
«Штраф за стоянку на газоне надо дифференцировать»
Транспортный налог поднимут без лишней шумихи, но через год
«Гаишники не уважают своего же министра»
«Транспортный налог в Петербурге не платят из-за жадности властей»
- Петербургских депутатов нелегальный секс волнует меньше, чем сохранность городского имущества
- Почему лучшими петербургскими дворниками стали женщины, хотя занимаются уборкой в основном мужчины
- Петербуржцы больше не узнают в каких квартирах живут и на чем ездят депутаты
- Первый шампунь пошел
- В Петербурге фиксируют «стабилизацию» - усиленные меры по борьбе с гриппом и ковидом больше не действуют
- Петербуржцы лишились парков минимум на месяц
- Не все петербуржцы довольны, что Петербург начали отмывать раньше обычного из-за «сложной зимы»
- Осужден мошенник, который обманывал стариков с квартирами
- Как сотрудник госавтоинспекции спасал петербуржца, который шел в Петропавловскую крепость по тающему льду Невы
- Почему доходы петербургского бюджета рухнули на 56 процентов по сравнению с прошлым годом