Наступающая весна диктует, и на минувшей неделе ТВ начало настойчиво проводить новую линию – внушение оптимизма посредством различных грандиозных планов, которые озвучивали Медведев, Путин и Сурков. Медведев и Сурков говорили об иннограде («инновационном граде») или технопарке Сколково, Путин – о небывалом развитии атомной энергетики, превосходящем все советские достижения (теперь сравнивают не с 1913 годом, а с уровнем СССР). А все вместе – о небывалом подъеме материально-технической базы российского капитализма. Которая запланирована, а значит, и будет.
На самом деле «Сколково» – это очередная грандиозная утопия, обволакиваемая потоками слов о «разработке и коммерциализации современных технологий», о «средоточии российской научной мысли», о «пяти приоритетных направлениях», об уходе от сырьевой экономики и «преодолении робости мысли» и неверия в то, что «у нас все получится»… Особенный оптимизм излучал Сурков (большое интервью «Вестям недели»), наметивший в Сколково сакральный брак ученых и предпринимателей, так что было без труда заметно, что он и является автором утопии.
Правда, никто прямо на экране не задался вопросами: а что мешало инновациям раньше? чего не хватало – деревни Сколково? где взять ученых, убегающих за границу? что мы там хотим открыть, а соответственно – что под это строить: свой коллайдер? установки для молекулярно-пучковой эпитаксии или нанолиографии? радиотелескоп? суперкомпьютер? аэродинамическую трубу? бассейн для изучения гидродинамических эффектов? трассу для тренировки бобслеистов? О каких конкретно технологиях идет речь?
Вроде бы сначала надо осознать и поставить задачу, а уже потом строить здания для ее решения, а не наоборот… Какой велосипед тут должны сделать? Ведь нельзя создавать инновации как таковые.
И чем больше ТВ раскрывало детали проекта «Сколково», тем больше все напоминало описанное Солженицыным «Марфино» – шарашку, куда хотят добровольно-принудительно свезти предпринимателей и ученых, чтобы они там сидели и «что-нибудь открывали». На минувшей неделе ТВ демонстрировало историческое событие – рождение новой авантюры. Создание Зоны, где надо ждать Чуда делания Большие Деньги.
Понятно, что Вексельберга в эту шарашку уже посадили, но теперь нужно где-то набрать ученых. Собственно, Медведев и начал – он встретился с детьми, победителями олимпиад, и предложил им ехать в Сколково после завершения учебы. Дети сидели за большим столом, вели себя по-взрослому, т.е. поддакивали, соблюдали политес, играли в будущих ученых, одобряющих политику партии и правительства и в ответ на заботу отдающих им все свои знания, умения и опыт. Так что и кадровый вопрос вроде решили. ТВ гоняло запись встречи в течение недели.
Другой «большой проект» – это Пятый канал. Два аса уничтоженного в свое время НТВ – Светлана Сорокина и Андрей Норкин – используются, но надежно нейтрализованы. Особенно жалко выглядит Сорокина, сохранившая и форму, и обаяние, и очаровательную улыбку, но вынуждена заниматься откровенными пустяками. Ее «Программа передач», формально посвященная «передачам, повлиявшим на судьбу страны и на судьбу самого ТВ», делается как милая, часто паточно-приторная (неумеренные славословия в адрес Горбачева или зоолога Николая Дроздова – «В мире животных») и ни в коем случае не напоминающая о чем-то политически неприятном.
Примечательно, например, что из подробной программы, посвященной московской Олимпиаде-1980, не сказано было практически ничего про причины бойкота, т.е. про ввод советских войск в Афганистан. Один только раз это недовырезанное слово случайно мелькнуло в чьей-то реплике, но если не знать, при чем тут Афганистан, то что-то понять было бы невозможно. Про КГБ не было сказано вообще ничего, мельком Сорокина сказала, что впервые создали ОМОНы. Зато половину передачи говорили про олимпийского Мишку.
Аналогично была сделана передача про «12 этаж» (Э. Сагалаев и другие). Все должны вспоминать лишь смешные, милые подробности. Иными словами, в «Программе передач» нет критики власти как таковой, и это условие жизни Сорокиной на ТВ. Поэтому улыбается она широко, старается быть милой и очаровательной, а глаза все время грустные.
Понятно, что проект имеет смысл только в том случае, если бы Сорокина постепенно подошла к «Куклам» и «Тушите свет» на НТВ и к тому мультфильму «10 лет, которые потрясли нас» (2001), после демонстрации которого со старым НТВ (уже на канале «ТВ 6») было покончено навсегда, потому что самым смешным там был пионер в коротких штанишках, похожий на Путина… Сейчас совершенно очевидно, что до «Кукол» дело на Пятом не дойдет никогда.
О «Свободе мысли» сказать тоже можно коротко: со второй недели темы стали убийственно скучными и ассоциируются со вторсырьем, самоцензура неизменно начеку, а ведущие Собчак и Вайнштейн откровенно профнепригодны – не разбираются в темах, могут лишь озвучивать то, что говорят редакторы в ухо. Поэтому в основном выглядят, как деревянные. У обоих большие проблемы с репутацией – причем у Вайнштейна гораздо большие, чем у «блондинки в шоколаде» (см. о нем www.compromat.ru/page_15737.htm), так что вообще странно, что такого человека решились пригласить.
Дмитрий Быков пока в деле проявился не особенно – единственная увиденная мною «Картина маслом» была посвящена фильму о Егоре Гайдаре. Фильм был плохим, а передача получилась на абсолютно надуманную тему: «Гайдар – спаситель или погубитель?». «Пятый» пошел в русле всего ТВ, которое по команде укрупняет эту фигуру (равно как и А. Собчака), видимо, чтобы никто не понял, что произошло в СССР/России в конце 1980-х – начале 1990-х гг. На самом деле в 1987 г. начал осуществляться проект смены общественного строя, и к 1991 – 1992 гг. все уже было предопределено, так что Гайдар оказался технической фигурой, привлеченной для того, чтобы «отпустить цены». После чего был быстро уволен. Естественно, ни Пятый, ни любой другой канал к исторической правде приближаться не намерены, а их задача – плести сказки. Антиисторизм – их профессия.
ранее:
Парфенова вернули на ТВ, потому что он исправился
Как наше ТВ объясняло олимпийские провалы россиян в Ванкувере
Цифровое телевидение – новый бизнес и регулятор Кремля
Почему Фостера ругают все, а главного архитектора Митюрева – никто
Сможет ли Константин Эрнст покончить с эрой гламура?
Зачем Первый канал решил показать пародию на тандем и Гай Германику
Почему пожар в клубе ужаснул наше ТВ больше аварии на ГЭС
- В Петербурге фиксируют «стабилизацию» - усиленные меры по борьбе с гриппом и ковидом больше не действуют
- Петербуржцы лишились парков минимум на месяц
- Не все петербуржцы довольны, что Петербург начали отмывать раньше обычного из-за «сложной зимы»
- Осужден мошенник, который обманывал стариков с квартирами
- Как сотрудник госавтоинспекции спасал петербуржца, который шел в Петропавловскую крепость по тающему льду Невы
- Почему доходы петербургского бюджета рухнули на 56 процентов по сравнению с прошлым годом
- Синоптики предупредили о гололеде в Петербурге после "температурных перепадов" 14 марта
- Береговая зона Финского залива почернела после начала работ по сносу «Сестрорецкого курорта»
- Петербуржцы обсуждают новый способ ликвидации свисающих с крыш сосулек
- Впечатляющие очереди в Мурино замороженных горожан в ожидании автобусов