18+

«Аэрофлот» поглотил «Россию». Теперь будем летать через Москву?

06/04/2010

На прошлой неделе ГТК «Россия» окончательно перешла под управление «Аэрофлота». Впрочем, юридическое поглощение петербургской авиакомпании отечественным авиамонополистом займет примерно год, который пройдет в жарких баталиях между Смольным и новым собственником о доле причитающегося городу пакета акций ГТК.

        Госкорпорация «Ростехнологии», которая формально пока еще управляет ГТК «Россия», уволила главу авиакомпании Романа Пахомова и назначила на его место Сергея Белова. Он о петербургской авиакомпании знает не понаслышке –  проработал в ней более 30 лет, с 1972 по 2006 год, дослужившись до поста первого заместителя гендиректора «России». Последние 4 года Белов возглавлял петербургский филиал «Аэрофлота», и то, что именно он отныне возглавляет ГТК, означает, что крупнейшая российская авиакомпания взяла в свои руки бразды правления петербургским авиаперевозчиком.

А «Ростехнологии», отдав свой крупнейший авиационный актив под управление Белова, расстались не только с ним, но и с мечтой о создании второй крупнейшей в России компании «Росавиа», которая, по замыслу главы госкорпорации Сергея Чемезова, должна была стать конкурентом «Аэрофлота». Однако правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Сергея Шувалова в начале этого года решила передать все авиационные активы «Ростехнологий» «Аэрофлоту». Фактически шуваловская комиссия искала способы спасения «России», долг которой на начало года достиг 6 миллиардов рублей. И на роль спасателя был назначен «Аэрофлот».

В соответствии с решением правительства, «Россию», которая пока является федеральной собственностью, до конца года предстоит акционировать и передать «Аэрофлоту». Каким будет участие города в акционерном капитале компании – это станет предметом сложных переговоров, которые ожидают чиновников Смольного. В прошлом году Валентина Матвиенко и Сергей Чемезов договорились, что блокпакет в ГТК останется за Петербургом.

Петербургские власти заинтересованы в том, чтобы сохранить маршрутную сеть авиакомпании таким образом, чтобы из Северной столицы можно было летать в большинство городов России, СНГ и Европы напрямую, а не через Москву. И теперь у чиновников есть опасения, что «Аэрофлот» будет перестраивать расписание «России» «под себя», по принципу «Петербург – Москва – далее везде». В ответ на это петербургские пассажиры будут летать по формуле «Петербург – Хельсинки – далее везде», поскольку транзит через финскую столицу быстрее и дешевле. Это может поломать концепцию создания авиационного хаба в Петербурге и лишит смысла строительство нового терминала в Пулкове, которое должно начаться в июне этого года.

«Пока еще ничего не понятно, сколько акций и каким образом получит город. Будет договариваться с «Аэрофлотом» и правительством», – сказал на условиях анонимности один из вовлеченных в переговоры чиновников.               

Евгений НИКИТИН, фото rian.ru