16+

«Моя задача была, чтобы люди касками не молотили по асфальту»

12/04/2010

«Моя задача была, чтобы люди касками не молотили по асфальту»

14 апреля исполняется ровно год с момента принятия правительством Санкт-Петербурга Антикризисного плана – документа, вызвавшего много споров и критики прошлой весной и летом, но позже признанного лучшим антикризисным планом России. Некоторые аспекты его реализации Online812 прокомментировал его создатель Сергей БОДРУНОВ.


  Стоит вспомнить обстановку начала 2009 года: панические ожидания грядущего краха на фоне резкого падения большинства показателей экономики города, кликушество «предсказателей» от политики и экономики, истерия в СМИ – сохранить в этой ситуации холодную голову, уверенность и оптимизм мог не каждый. Для разруливания ситуации стали востребованы антикризисные менеджеры – специалисты, имеющие знания и навыки работы в кризисной ситуации. Один из них – Сергей БОДРУНОВ, в то время генеральный директор одного из крупнейших оборонных холдингов России – корпорации «Аэрокосмическое оборудование», создававший свой холдинг с нуля и за десять лет его существования, пройдя немало кризисов, выведший его в Top-100 крупнейших оборонных компаний мира, был приглашен Валентиной Матвиенко на полгода в правительство Петербурга, чтобы разработать и осуществить меры по борьбе с кризисом.

Сергей БОДРУНОВ возглавил Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли и за полтора месяца подготовил полный вариант антикризисного плана. Но этот документ под названием «Основные мероприятия правительства Санкт-Петербурга по преодолению последствий экономического кризиса» вызвал шквал негатива – в городских СМИ, среди депутатов. В успех предлагаемых мер мало кто верил.

С тех пор прошел год. И недавно, выступая перед депутатами Законодательного собрания с отчетом об итогах 2009 года, Валентина Матвиенко отметила, что город из кризисной ситуации вышел довольно хорошо, «большинство горожан не почувствовали кризиса».

И все же – насколько антикризисный план Смольного сработал? «Город 812» представляет анализ того, что же все-таки было сделано и какие вышли результаты антикризисной борьбы.

– Почему ваш план вызвал поначалу такую серьезную волну неприятия?


– Это – естественная реакция людей, да и вообще это естественная ситуация в кризисных условиях. Люди всегда в такой ситуации паникуют, хотя бы в силу того, что не понимают сути происходящих процессов. Кроме того, план подразумевал направление на различные мероприятия около 60 млрд руб., поэтому очень многие хотели «поучаствовать» в их распределении. А допустить этого было нельзя – предлагаемые меры были комплексными и требовали конкретного целевого финансирования, их раздергивание развалило бы весь план. «Обделенные» также не молчали, требуя «своего» и нещадно критикуя план. Мне было достаточно того, что в план поверил человек, который должен был нести полную ответственность за результаты его реализации – губернатор. Валентина Ивановна, благо что женщина, – все решения по плану принимала твердой рукой, я бы сказал – увереннее многих мужчин из ее окружения, отсекая любые поползновения на корректировку плана. Потому он и сработал, что был и придуман на самом деле правильно, и принят своевременно, и выполнен без изъятий.

- В борьбе с кризисом вы собирались стимулировать спрос?

– Один из главных пунктов нашей программы – увеличение спросовой возможности населения. Мы стимулировали спрос чем могли: и заказами для предприятий (для ВПК надо было восстановить оборонный заказ. И эта задача была решена), и зарплатой для работников.

– Как вы могли  помочь населению увеличить доходы?


– Если в промышленности идут сокращения, то зарплата у оставшихся работников автоматически растет, поскольку зарплатные фонды, как правило, меняются мало. А те люди, которых сократили, пошли в малый бизнес – как вы видите, туда перешло  почти 150 тысяч человек. Значит, они тоже не остались без денег.
Но были слои населения, которые сами не имели возможности увеличить свои доходы, – пенсионеры, студенты, многодетные семьи. В городе мы насчитали  250 тысяч человек, которым требовалась материальная помощь. И они ее получили – адресно, за счет городских дотаций, мы для них перекрыли инфляцию.

- На цены власти пытались влиять?

– Это была еще одна ипостась нашего плана – если мы сумеем удержать докризисный уровень цен, то в этом случае реально доходы населения не снизятся. По некоторым позициям – например, по лекарствам, по бензину – это была работа оперативного характера, надо было не допустить спекулятивного роста цен. Был подключен блок вице-губернатора Л. Косткиной – тысячи людей занимались мониторингом цен, работали с торговлей, особенно с сетями.
Но с другой стороны, должен был работать еще и рыночный рычаг, поэтому мы усилили рыночное давление именно на эту позицию. Мы привезли более дешевые массовые товары – например, из Белоруссии картошку. Начали вдвое больше, чем раньше, закупать зерна по оптовым ценам. Месячный запас зерна городского Продовольственного фонда увеличили до двухмесячного. Это не выброшенные деньги – после продажи они возвращались. Почти 30 процентов зерна поступало на рынок по нашим ценам. В результате хлебопеки вынуждены были сбрасывать цену на массовые социальные сорта хлеба. И она сохранилась – впервые за 15 лет – на уровне предыдущего года.

– В 2009 году все ждали стремительного роста числа безработных. Но в Петербурге с этим как-то обошлось…


– До кризиса в Петербурге безработица была на уровне 19 – 20 тысяч человек. Это считалось хорошим уровнем официальной безработицы на фоне России и даже Европы. Говорят, что у нас есть скрытая безработица, но что такое скрытая безработица? Это значит, что человек не умирает от голода, а сидит где-то на серой зарплате или работает в трех местах, нигде официально не числясь. А у «официальных» безработных таких возможностей намного меньше все-таки. Итак, наша задача была – не допустить резкого роста безработицы, потому что к моменту, когда я пришел в комитет, в городе было уже 38 тысяч безработных. В ноябре 2008-го начались сокращения, многие предприятия стояли на грани массированных выбросов людей на улицу. Например, Кировский завод собирался сократить больше 1000 человек. Мы, с одной стороны, вникали в такие ситуации. С другой – сделали ставку на развитие малого бизнеса. По статистике,  в каждом субъекте малого предпринимательства работает 6 человек. И исходя из количества созданных в 2009 году малых предприятий, мы прикинули, что к концу года было создано около 150 тысяч дополнительных рабочих мест, они и поглотили основной контингент увольняемых.

- Вас не пугало, что рынок недвижимости встал?

– Пугало. Но не столько это, сколько то, что за падением спроса на недвижимость возникли проблемы у городских строителей. И мы решили, что надо, насколько можно, помочь им, дать заказы. За счет бюджетных средств – в 2009 году в жилищное строительство было вложено почти вдвое больше денег городского бюджета по сравнению с 2008-м. Объем закупок квартир у застройщиков за счет бюджета увеличился в разы, кроме того, мы стали строить дома за счет городского бюджета. В том числе – решая ускоренно социальные задачи антикризисного плана. Например, по Закону «О ветеранах» выкупали для них квартиры у строителей.

- Таким образом, вы не дали умереть застройщикам. Это правильно – поддерживать частные компании?

– Безусловно. Какая разница – частник это или госпредприятие. Там ведь все равно работают петербуржцы, и если их предприятие умирает, то они будут на улице. Все равно какая-то часть стройфирм закрывалась, но полностью оставить их без поддержки мы не могли, потому что если бы мы этого не сделали, то, когда на этот рынок вернется спрос, туда придут другие, чужие игроки, а наших застройщиков уже не будет.

- Какими заказами вы помогали малому бизнесу?

– Надо было сделать две вещи – усилить антикоррупционную составляющую в системе городского заказа и сделать так, чтобы эти заказы были более доступны петербургским предприятиям. И одновременно, чтобы это были малые предприятия.

Это решалось все одним единственным ударом  -  дроблением лотов. Как только лоты становятся мельче, крупным компаниям, которые в состоянии «пролоббировать» свои выигрыши, это становится неинтересно, они ищут другие заказы в других местах. А малые предприятия не в состоянии лоббистские усилия применить. Они и более «прижимистые», для них каждый рубль – ценен. Следовательно, уровень коррупции резко снижается.

При некоторых других инновационных мерах – установка видеокамер, закрытие комитета от посторонних – это привело к хорошим результатам. Не могу оценить это в цифрах и рублях, но мы точно сэкономили миллиарды рублей для бюджета.
Одно изменение в размерах лотов предоставило большие возможности местным предприятиям, потому что за мелким заказом из других городов не поедут. Значит, мы насыщаем свою собственную экономику нашими же  деньгами, а с другой стороны, малый бизнес становится конкурентоспособен в борьбе за горзаказ.

В прошлом году малый бизнес получил почти половину городского заказа. К сентябрю мы посчитали проценты – вышло, что почти 98 процентов выигравших лоты – наши питерские предприятия. Кроме того, малый бизнес получил организационную помощь – через систему «одного окна», еще около 1000 предпринимателей получили денежные гранты и пособия. Свыше 10 тысяч предпринимателей прошли обучение, получили юридическую помощь в оформлении документов, и новых малых предприятий стало на 25 тысяч больше, чем было на начало 2009 года.

- Сейчас они все работают?

– Я не могу за каждое малое предприятие отвечать, но можно посмотреть макроэкономические параметры: например, доходы городского бюджета от малого бизнеса – они очень серьезно выросли по сравнению с началом года. Мы же оперируем макроэкономическими показателями, замеряем температуру в среднем по больнице. Растет она или нет. Если она растет в правильную сторону, значит, наши меры работают правильно, если она растет неправильно, то мы тут же ищем, что не срабатывает.

– Наблюдая со стороны, не скажешь, что в городе появилось 25 тысяч новых предприятий.


– А как вы себе их представляете? Если бы их не было, вы бы видели совсем не то, что сейчас, как вы говорите, «наблюдаете со стороны», – ведь вы в то же время не видели и  людей, которые касками молотят по асфальту, не встретили голодных демонстраций. А моя задача как раз и состояла в том, чтобы таких демонстраций не было.

Направления Антикризисного плана Что сделано Результат
Социальная защита населения - приняты постановления Правительства Санкт-Петербурга о дополнительных мерах социальной поддержки пенсионеров, ветеранов войны и труда, студенческих семей и др.;

– выделены средства бюджета Санкт-Петербурга на обеспечение жильем ветеранов ВОВ;

– обеспечение населению Санкт-Петербурга социальных выплат, выплаты пособий и компенсаций, гарантируемых законодательством СПб
 
- доплаты к пенсиям и другие социальные пособия (в дополнение к назначенным ранее) выплачены более 244 тыс. получателей  адресной социальной помощи;

– сумма выплат малоимущим выросла на 38% против 2008г.;

– средний размер трудовой пенсии на 1.01.2010г. в Санкт-Петербурге достиг 8313р.;

– общие затраты бюджета Санкт-Петербурга на  доп. социальные выплаты превысили 11,6 млрд.руб., что на 24% выше, чем в 2008г.;

-  уровень доходов наименее защищенных слоев населения по сравнению с 2008г. увеличен на 8,8%;

– предоставлено за счет средств бюджета Санкт-Петербурга жилье около 7,5 тыс. семей ветеранов
 
Занятость - усилена государственная служба занятости;

– введены дополнительные механизмы трудоустройства;

– на организацию рабочих мест, переобучение граждан и др. из бюджета Санкт-Петербурга выделено 0,4 млрд. руб.;

– на реализацию плана мероприятий в Петербурге из федерального бюджета было выделено 208, 2 млн.руб.

– в сфере малого бизнеса предприняты мероприятия (см. направление «Малый бизнес») по организации новых рабочих мест; на эти цели сориентированы в приоритетном порядке 10 из 16 городских программ поддержки малого бизнеса
 
- трудоустроено с апреля по декабрь 2009г. 187 тыс.чел., в т.ч. около 150 тыс.чел. в сфере малого бизнеса;

– временно трудоустроено 13,3 тыс.чел., в т.ч. на общественные работы 4,6 тыс.чел.;

– услуги профориентации получили 104 тыс.чел.;

– переобучение прошли 19,1 тыс.чел.;

– безработица в Санкт-Петербурге сохранена на докризисном уровне и составила на конец 2009г. 1,05% от экономически активного населения, что в 2,5 раза ниже, чем в целом по России;

– увеличилась доля работающих в сфере малого бизнеса – 1,2 млн.чел. (св. 46%, что приближает Санкт-Петербург к среднеевропейскому уровню и в 7 раз выше среднего показателя по России);

– трудоустроено 95,6% выпускников высших и средних специальных заведений (в 2008 году – 84,2%);

– на 31.12.2009 года в городе – 46,8 тыс.вакансий на рынке труда при 28 тыс.безработных.
 
Демография - при сокращении расходной части городского бюджета сохранены  запланированные ранее высокие объемы городских инвестиций в системы родовспоможения (на уровне выше 2008г.);

– за счет средств городского бюджета осуществлены мероприятия по совершенствованию системы скорой медицинской помощи (в частности, запущена первая в России единая система управления качеством медицинской помощи);

– осуществлена адресная медицинская помощь отдельным категориям малоимущего населения;

– на территориальную систему ОМС выделено 18,6 млрд.руб. (на 10% больше, чем в 2008 году); страховые взносы для неработающего населения увеличены за 2009 год на 20%;

– полностью профинансированы все 6 городских медицинских программ (2,2 млрд.руб);

– существенно поднята средняя зарплата медперсонала (до уровня: участковый врач – 24,5 тыс.руб., врач скорой помощи – 28,6 тыс.руб., медсестра (мин. стандартная ставка) – 16,0 тыс.руб.;

– резко выросло за счет бюджета Санкт-Петербурга количество высокотехнологичных операций и обследований – их количество достигло 24 тыс. (на 7,2 тыс. больше, чем в 2008г.)
 
- рождаемость в 2009г. на 1000 чел. – 11.3 (рост  на 19% по сравнению с 2008г.);

– смертность сократилась на 3%;

 - естественная убыль населения уменьшилась на 33%;

– впервые за 15 лет удалось остановить тенденцию сокращения населения;
– численность населения на конец 2009г. достигла 4,6 млн. чел.;
Доходы населения - повышена заработная плата (в среднем на 14%) различных категорий бюджетников;

– осуществлены адресные мероприятия по поддержке предприятий, задерживавших заработную плату;

– увеличены фонды пособий по безработице
 
- работникам бюджетной сферы проиндексирована заработная плата на 22% против уровня 2008 года;

– средняя выплаченная заработная плата в Санкт-Петербурге выросла за год на 7,9%, достигнув 24,5 тыс.руб.;

– средняя начисленная заработная плата выросла на 22,5%;

– реальные денежные доходы населения в 2009г. увеличились почти на 5%;

-сбережения населения в банках Санкт-Петербурга за 2009 год выросли на 8,1% и в целом достигли 600,7 млрд.руб.(≈ 2 годовых бюджета Санкт-Петербурга).
 
Потребительский рынок - осуществлен комплекс мероприятий по поддержке розничной торговли;

– расширена программа создания магазинов шаговой доступности с выделением земельных участков и средств городского бюджета;

– в целях усиления на потребительском рынке вдвое увеличен размер Продовольственного фонда Санкт-Петербурга (в частности, запас зерна увеличен до двухмесячной потребности Санкт-Петербурга);

– приобретены за счет Санкт-Петербурга  зерноперерабатывающие мощности;

– предприняты системные интервенции муки и хлебобулочных изделий на потребительский рынок с минимальной торговой наценкой;

– налажена системная работа с оптовыми и розничными поставщиками и продавцами  продукции по регулированию цен на потребительские товары для социально малозащищенных слоев населения;

– через механизмы межгосударственного взаимодействия на потребительский рынок Санкт-Петербурга привлечены более дешевые товары из ряда регионов России и Белоруссии (картофель, сахар, овощи, фрукты, крупы и др.)
 
- темпы роста потребительских цен в 2009 году – вдвое ниже, чем в 2008 году;

– индекс потребительских цен составил 108,5% (ниже, чем в Москве и в среднем по России); снижение против 2008г. на 5,9 пункта; достигнуто самое низкое значение изменения индекса потребительских цен за 10 лет; впервые за период новой истории России ИПЦ в Санкт-Петербурге был ниже уровня инфляции;

– темп инфляции на потребительские товары и услуги  снизился  в 1,6 раза, против  2008г., на продовольственные товары  также в 1,6 раза;

– уровень цен на хлебобулочные изделия популярных (неэлитных) сортов составил 97,2%  к уровню цен на эту группу товаров в 2008г.;

– с августа по декабрь 2009г. рост вкладов населения в банки города составил 8,8% к первому полугодию 2009г.;

– кол-во предприятий потребительского рынка увеличилось в 2009г. на 1,4 тыс.;

-  оборот розничной торговли Санкт-Петербурга составил 584,3 млрд. руб., снижение оборота розничной торговли в 2009г. к 2008г. составил 9,6% (при этом прирост оборота розничной торговли 2009/2007  составил 30,4%);

– удалось удержать цены на основные группы товаров на продовольственном рынке, эффективно используя не административные, а чисто рыночные механизмы – через увеличение продовольственного фонда, создание конкурентной среды, расширение рыночных ниш. В сочетании с ростом зарплаты, низким уровнем безработицы и мерами прямой материальной поддержки социально слабозащищенных слоев населения это позволило сохранить практически прошлогодний уровень доходов и покупательной способности нашего населения. С августа 2009г. наметился устойчивый рост вкладов населения в банки города.
 
Жилье - увеличение выделения дополнительных средств на бюджетное жилищное строительство в 1,6 раза против 2008г. и на ремонт жилья – в 1,4 раза. - ввод жилья в 2009г., в целом 2603,2 тыс.кв.м.  (снижение против уровня 2008г. на 18,9% – до уровня 2007г. );

– в т.ч. ввод жилья за счет бюджета Санкт-Петербурга  640,6 тыс.кв.м. (рост на 71,8% относительно 2008г.);

– отремонтировано капитально 1,5 тыс. домов (на 25% больше запланированного).
 
Комплексные меры поддержки промышленности - адресная поддержка  отдельных предприятий реального сектора (в приоритетном порядке –  системообразующих предприятий и предприятий, имеющих существенное значение для экономики СПб), включая привлечение средств федерального бюджета на санацию предприятий;

– субсидии на модернизацию производства – 79 млн.руб.;

– содействие повышению финансовой устойчивости предприятий, доступности финансовых ресурсов (работа с кредиторами и банками по пролонгации/выделению кредитных ресурсов, реструктуризации долгов и др.);

– содействие предприятиям в получении заказов, в т.ч. государственных, и расширении рынков сбыта продукции;

– закупка для госнужд Санкт-Петербурга продукции городских предприятий на 1,7 млрд.руб.;

– заключение Правительством Санкт-Петербурга  соглашений с ведущими корпоративными структурами – владельцами петербургских предприятий о сохранении и увеличении их загрузки в процессе реструктуризации корпораций.
 
- оборот промышленных предприятий в целом за 2009г. вырос на 3,6%, в т.ч.  в  IV кв. 2009г. – на 4,4% (в целом по России, по предварительным данным, снижение оборота промпредприятий составило свыше 4,8%);

– объем отгруженной продукции промпредприятий Санкт-Петербурга за 2009 год – 96,2% к уровню 2008 года (по России – 90%).

– оборот обрабатывающих производств в 2009 году составил 93,5% к уровню 2008 года (по России – 84,0%);

– не допущено ни одного банкротства крупных и средних предприятий Санкт-Петербурга;

– на 16% выросло количество промышленных предприятий в сфере малого бизнеса;

– увеличилось количество вакансий на промышленных предприятиях Санкт-Петербурга с 8,8 тыс.чел. до 20,2 тыс.чел.; усилился дефицит промышленных кадров;

– структура занятости в промышленности Санкт-Петербурга приблизилась к европейскому стандарту.
 
Поддержка инновационной деятельности - реализация комплекса мероприятий по поддержке и стимулированию инновационной деятельности в СПб в рамках целевых программ инновационно-технологического развития Санкт-Петербурга; все запланированные в бюджете средства были выделены без сокращения;

– в 3 раза (до 600 млн.руб.) увеличен капитал Фонда венчурных инвестиций;

– привлечено 15 млрд.руб. инвестиций в инновации от Корпорации «Роснано»;

– введены в строй мощности бизнес-инкубаторов для инновационных предприятий на 8,2 тыс.кв.м.;

– продолжилось предусмотренное ранее финансирование в полном объеме всех ранее принятых программ развития технопарков и экономических зон.
 
- количество инновационных предприятий в малом бизнесе выросло в 3,2 раза;

– объем выпускаемой предприятиями Санкт-Петербурга инновационной продукции за 2009 год вырос в 2,7 раза по сравнению с 2008 годом ( с 23 до 63 млрд.руб.);

– доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции петербургских предприятий выросла с 3,1% до 6,5%.
 
Поддержка ОПК - включение ряда крупнейших оборонных предприятий Санкт-Петербурга в федеральный перечень системообразующих предприятий;

– подключение аппарата Правительства России и Военно-промышленной Комиссии при Правительстве России к решению приоритетных задач оборонно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга (увеличение оборонного заказа до уровня сохранения дееспособности предприятий, выделение федеральных субсидий для погашения задолженностей оборонных предприятий по налогам, возврат долгов Министерства обороны за отгруженную продукцию в предыдущие годы, изменение системы взаиморасчетов за оборонную продукцию в рамках гособоронзаказа с переносом приоритета на опережающее авансирование работ (вплоть до 100% от объема гособоронзаказа), формирование по инициативе КЭРППиТ Санкт-Петербурга в Министерстве обороны нового механизма осуществления договорной работы в ОПК России по исполнению гособоронзаказа, предполагающего гарантированное финансирование предприятий второго и третьего уровней кооперации (к которой относится свыше 80% оборонных предприятий Санкт-Петербурга) и др.).
 
- за 2009г. предприятиями СПб заключено более 1500 контрактов и дополнительных соглашений государственному оборонному заказу, что выше предыдущего года на 64%.

-  по итогам августа  2009г общий объем гособоронзаказа для ОПК Санкт-Петербурга  составил 45 млрд.руб., а по итогам года –  67 млрд.руб., что составило 195% к уровню 2008г.;

– средняя рентабельность оборонного заказа для предприятий Санкт-Петербурга составила около 20%;

– свыше 80% новых госконтрактов – трехлетние (т.е. их объем будет сохранен в 2010-2011гг., что позволит практически сохранить  увеличенный оборонный заказ в последующие годы);

– санированы все предприятия ОПК Санкт-Петербурга, нуждавшиеся в помощи;

– осуществлена оптимизация численности ОПК Санкт-Петербурга (без увеличения общей численности безработных в городе), что позволяет повысить уровень конкурентоспособности петербургских оборонных предприятий.
 
Малый бизнес - расширена государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса путем выделения дополнительных средств из бюджета Санкт-Петербурга и привлечения средств федерального бюджета (всего 1,2 млрд.руб., что в 2,3 раза больше, чем в 2008г.);

– проведен комплекс мер по снижению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

– снижена ставка налога с 15 до 10%;

– реформирован городской заказ  в сторону дробления объема лотов и увеличение их количества в целях оказания содействия субъектам малого предпринимательства в участии в городском заказе;

– открыт Дом предпринимателя с организацией «единого окна» поддержки малого предпринимательства;

– увеличен фонд кредитования малого бизнеса;

– организована система грантов для старт-апов в малом бизнесе (выдано 684 гранта по 300 тыс.руб.);

– развернуто 16 программ поддержки малого бизнеса (включая обучение, содействие в получении кредитов, погашение процентных ставок по кредитам, упрощение процедур подключения к энергомощностям и выделение/приобретение  земли и помещений и др., программами воспользовались более 10 тыс. участников);

– для кредитования малого бизнеса под гарантии городского правительства привлечены 22 коммерческих банка (выдано кредитов на 2 млрд.руб.).
 
- оборот малых и средних предприятий составил 981,3 млрд. руб., в т.ч. 108,6 млрд. руб. – госзаказ СПб;

– на 50% снизили для малого бизнеса плату за подключение и получение энергоресурсов;

– финансовая поддержка городскими властями малого бизнеса выросла в 2 раза;

– на привлечение малых предприятий к исполнению горзаказов  за 2009г. город сэкономил 11 млрд.руб.;

– 49% городских заказов пришлось  на предприятия малого и среднего бизнеса (в 2,5 раза больше федеральной нормы), что обеспечило реальную поддержку петербургских предпринимателей;

– в малом бизнесе создано дополнительно около 150 тыс.  рабочих мест;

– число субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге увеличилось на 25 тыс.;

-  выпадающие доходы бюджета от малого бизнеса (из-за снижения зимой ставки налогообложения) в сентябре 2009г. уже были полностью компенсированы, т.е. доходы городского бюджета от малого бизнеса практически сравнялись с доходами за аналогичный период 2008г.;

– по количеству малых предприятий на 100 тыс. населения Санкт-Петербург занял первое место в Российской Федерации.
 
Поддержка предприятий городской инфраструктуры (строительства, связи, транспорта и дорожного хозяйства) - разработка комплекса мероприятий, направленных на существенное сокращение сроков подготовки, согласования и выдачи документации о градостроительной деятельности;

– рассмотрение возможности предоставления рассрочки инвестиционных платежей по объектам капитального строительства до 2-х лет, разработка гибкой системы уплаты инвестиционных платежей;

– на реализацию инфраструктурных проектов из бюджета Санкт-Петербурга выделено 19,8 млрд.руб.
 
- объем услуг транспорта практически сохранился на уровне 2008г. (-1,3% в текущих ценах);

– выполнен ремонт 1200 домов за счет бюджета города и Фонда ЖКХ;

– за счет бюджета Санкт-Петербурга предоставлены налоговые преференции (в т.ч. – налоговые «каникулы») для предприятий строительного комплекса Санкт-Петербурга в размере около 5 млн.руб.;

– в 2009г. введены  две подстанции на  110 киловольт;
– впервые Петербург выведен из регионов, которые были энергодефицитными (из доклада Министра энергетики РФ);

– бюджетное строительство выросло в 1,7 раза.
 
Оптимизация бюджета СПб и налоговая политика - реализация мер, направленных на оптимизацию расходов бюджета Санкт-Петербурга (в т.ч. – реорганизация системы формирования и исполнения городских целевых программ, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга);

– реализация мероприятий по экономии средств бюджета Санкт-Петербурга в системе городского заказа;

– осуществление адресных организационно-профилактических мероприятий с использованием механизма налогового администрирования в целях безусловного соблюдения налоговой дисциплины субъектами хозяйственной деятельности (в т.ч. – предупреждение преднамеренного и фиктивного банкротства, выплата «серой» или «черной» зарплаты и др.)
 
- доходы городского бюджета в 2009г. превысили 315 млрд.руб.;

– налоговые поступления в бюджет Санкт-Петербурга составили 204 млрд.руб. (65% от общего размер городской казны), что выше запланированного на 12%;

– профицит бюджета Санкт-Петербурга составил 7,2% (или 21,2 млрд.руб.);

– сохранилась положительная динамика по налогу физических лиц (он составил более 30% доходов городского бюджета);

– несмотря на кризис удалось предельно сократить дефицит казны Санкт-Петербурга – с 42 до 6,6 млрд.руб, т.е. почти до нуля;

– отчисления налогов СПб в бюджетную систему РФ к началу 2010г. возросли на 12,2% – до 45,2 млрд.руб.;

– поступления в консолидированный бюджет города увеличились на 3% и составили 21,6 млрд. руб.;

– экономия  бюджетных средств на  городском заказе составила за 2009г. 11 млрд.руб.
Совершенствование системы горзаказа - внедрение системы электронных торгов;

– дробление городского заказа на более мелкие лоты в целях обеспечения доступа малых предприятий к реализации городского заказа;

– осуществление комплекса антикоррупционных мероприятий в системе городского  заказа (организационного, административного и технологического характера);

– реорганизация системы подготовки конкурсной документации и повышение уровня децентрализации торгов.
 
- в 2009г. объем электронных торгов в системе городского заказа увеличился в 7,5 раза по сравнению с 2008г. и составил 3,3 млрд.руб.;

– в 2009г. объем государственного заказа составил 400 тыс. контрактов на сумму 219 млрд. руб.;

– экономия бюджетных средств за счет увеличения числа конкурсов, снижения стоимости товаров и услуг превысила 11 млрд.руб.
 
Инвестиционный климат - сохранены все типы преференции для инвесторов;

– усилена адресная административная поддержка крупнейших инвестиционных проектов
- в 2009г. ни один значимый инвестиционный проект не был остановлен;

– объем иностранный инвестиций превысил 5,5 млрд.руб. (уменьшился незначительно – на 6,8% против уровня 2008г.);

– международное агентство Fitch изменило прогноз по рейтингу Санкт-Петербурга с «Негативного» на «Стабильный»; долгосрочный рейтинг подтвержден на уровне «ВВВ».
 

Главный результат:

1.    Санкт-Петербург продолжил поступательное наращивание размера своей экономики. Валовый региональный продукт (ВРП) вырос  на 3,5%  1467,1 млрд.руб. (в стране аналогичный показатель – ВВП упал на 7,4%); на душу населения  ВРП Санкт-Петербурга составил в 2009г. 318,9 тыс.руб. (в 2008г. – 310,1 тыс.руб., рост составил 2,8%); полностью восстановлен экономический рост (на 2010-й год он уже запланирован на уровне 3,1%).

2. Восстановился активный рост городской промышленности. Индекс промышленного производства (ИПП) в январе 2010г. составил 93,7% по сравнению с январем 2009г. Это значительно выше, чем за январь прошлого года (84,4%) и в целом за 2009г. (79,9%); поступательный рост промышленности (ИПП и ряда других показателей) продолжается непрерывно с июля 2009г. по настоящее время.

3. Стремительно восстанавливается внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга. В IV кв. 2009г. он составил 9,8 млрд.руб.,  рост на 45% к уровню I кв. 2009г.;  экспорт городских предприятий в IV кв. 2009г. вырос до 3,9 млрд.руб. (на 18% выше уровня IV кв. 2008г.);

4. Улучшились по сравнению с 2008г. все социальные экономические показатели города (зарплата, реальные доходы населения, демографическая ситуация и др., причем для всех слоев населения). Впервые за период новой российской истории  индекс потребительских цен (ИПЦ) в Санкт-Петербурге был ниже уровня инфляции. Также впервые за 15 лет удалось остановить тенденцию сокращения городского населения, причем это произошло не за счет миграционных эффектов, а за счет снижения естественной убыли населения (уменьшилась на 33% вследствие повышения уровня рождаемости и снижения уровня смертности); по информации телеканала «5-й канал Санкт-Петербург», «78% горожан ответили, что жить в Петербурге удобно; при этом Санкт-Петербург –  на третьем месте среди более чем 130 городов России».

5. Санкт-Петербург стал абсолютным победителем общероссийского конкурса антикризисных программ  российских регионов «Стратегические инициативы в антикризисных программах», проведенного Правительством России, как по содержанию своего антикризисного плана, так и по результатам его реализации; В. Басаргин,  Министр регионального развития РФ: «На примере Санкт-Петербурга мы видим, что там, где есть стратегическое мышление, есть и возможность ускоренного выхода из кризисных проблем и планирования посткризисного развития».

Виктор БОКОВ











Lentainform