16+

Что думают поляки об авиакатастрофе под Смоленском

14/04/2010

Что думают поляки об авиакатастрофе под Смоленском

Вчера Госкомиссия по установлению причин авиакатастрофы под Смоленском, занимающаяся расшифровкой черных ящиков, огласила предварительные итоги расследования. Комиссии подтвердила, что на самолете не было ни взрыва, ни пожара. Основной версией по-прежнему остается человеческий фактор. Только с чьей стороны? Далеко не все поляки единодушны в своем убеждении, что Россия не виновата в случившимся.


     Громче всех заявил о таких сомнениях депутат партии «Право и Справедливость» Артур Гурский. В интервью «Nasz Dziennik» он заявил: «Практически уверен, что россияне нас обманывают. … У российской стороны уже нет сомнений, что в катастрофе виновен пилот, который мог совершить ошибку, или даже сам президент Лех Качиньский, который слишком настойчиво хотел принять участие в катынских мероприятиях вместе с катынскими семьями и депутатами PiS. … Я боюсь, что мы можем никогда не узнать правды…».

Скандальное выступление наделало много шума и недовольства, как среди поляков, так и среди россиян. В конце концов, депутат был вынужден взять свои слова обратно и извиниться. Свое поведение он объяснил состоянием глубокого шока, в котором он находился в тот момент.

Версия о том, что посадки требовал сам Качиньский, появилась из-за того, что бортом № 1 управлял опытный пилот, который не мог ошибиться. Один из российских диспетчеров аэродрома «Северный» говорит, что пилот сделал единственный заход на посадку, так и не получив разрешения. Анатолий Муравьев, принимавший самолет польского президента, утверждает, что руководитель группы авиадиспетчеров три раза давал пилоту команду уходить на второй круг, но он не послушал. Одновременно он отказывался уйти на запасные аэродромы в Минск, Витебск и Москву. Экипажем было принято решение идти на посадку в условиях плохой видимости.

«Мне кажется, что это стремление обусловлено тем, что на борту были такие высокие персоны. Именно это стремление губит и наши экипажи, и самих персон. Был случай, когда Качиньский отстранил экипаж за то, что он отправил самолет на запасной аэродром», – рассказал Муравьев в одном из своих интервью.

В ответ на это польский телеканал TVN24 показал интервью с бывшим командующим 36-м авиаполком ВВС Польши Томашем Петржаком. Летчик заявил, что президент не мог требовать от пилота пойти на смертельный риск, а в вот российские диспетчеры вполне могли давать нечеткие команды. Ранее в Интернет уже просачивалась информация о том, что пилот и диспетчеры переговаривались по-русски. Однако даже если это так, то версия все равно кажется неправдоподобной. Друзья и начальство 36-летнего пилота Аркадиуша Протасюка, налетавшего почти 2000 часов, утверждают, что он хорошо знал русский язык и не мог ничего напутать.

«Белорусские новости» пишут, что поляки сомневаются в непричастности силовиков в трагедии. «Мы не виним русский народ, но нет сомнений, что кто-то помог таким стечениям обстоятельств. Ведь погиб не просто президент Польши – погиб защитник Грузии, Чечни, Ингушетии…». Польские СМИ также высказали предположение, что после аварии российская сторона могла заполучить в свое распоряжение документы, в которых содержится государственная тайна Польши. Высказывается предположение, что секретные документы, уцелевшие после крушения, могли копировать российские спецслужбы.

Между тем версия о человеческом факторе является доминирующей. В нее верит и польский журналист-блогер agata111z на сайте wiadomosci.onet.pl:
«Президент должен быть защищен от любой угрозы! Как можно было подвергнуть главу государства такому огромному риску? Кто вы могли допустить, чтобы это произошло? Это не укладывается в голове! Можно ли проводить такие безответственные суперопасные посадки самолета при такой скверной погоде? А может быть это проявление чей-то наглости, невежества, самоуверенности… Может быть это и есть причины национальной трагедии?! Причины, которые приводят к великому горю родных и близких, соотечественников. Чье это невежество и незнание, мы, вероятно, никогда не узнаем, но несомненно, что над лоцманом на борту было много начальников».

В Интернете также появились первые снимки места трагедии из космоса (место крушения самолета отмечено на рисунке). На них видно, что самолет рухнул в стороне от взлетно-посадочной полосы. Обсуждение снимка пилотами на тематических форумах пришло к тому, что у самолета практически не было шансов приземлится целым и невредимым.      

Марина ТЕРПИНКОТ, фотография с сайта nnm.ru











Lentainform