18+

О чем думают мужчины, глядя на К. Собчак в роли учительницы

26/04/2010

Любовь к жизни подобна любви к аппендициту, - заметил Дон-Аминадо. – Удовольствия никакого, а вырезать страшно. Тем более это относится к ТВ – оно тоже не для удовольствия, а в жизнь вошло, и страшно представить, что с нами никогда не будет всех тех милых дебильных передач, которые давно являются составной частью бытовой жизни: от тети Кати Андреевой во «Времени» до «новых русских бабок» в вечном «Субботнем концерте» на канале «Россия», от «Глухаря» до «Кодекса чести», от К. Собчак до И. Урганта и, скажем, писателя Ыкова.

           Минувшая неделя не дала ничего яркого и особо запоминающегося, хотя Первый по-прежнему старается. Так 17 апреля в передаче «Кто хочет стать миллионером?» главный приз – 3 миллиона рублей – выиграл Тимур Будаев из Пятигорска. А Светлана Сорокина 15 апреля в программе, посвященной истории «Пресс-клуба», сравнивала «тогда» и «сейчас» и прямо уже говорила о том, что сейчас на ТВ есть цензура. И это даже не вырезали. Из других любопытных деталей – фраза «лихие бакиевские годы» из «Вестей недели» и другая фраза оттуда же: «Качиньский летел в Катынь со словами примирения» (он, наверное, в гробу перевернулся в момент, когда это произнесли). А также заявление Бакиева парламенту Киргизии, почему-то написанное по-русски и предъявленное на камеру российского ТВ (очевидно, на самом деле письмо было предназначено Путину, а потом попало к Розе Исаковне).

А еще патриарх, находясь в Челябинске, где мужики настолько суровы, что раскалывают струей унитаз, заразился общим настроем и заявил 19 апреля, что сериал «Школа» отражает реальность, из чего сделал вывод о важности преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики.

В остальном же все было рутинно: вулкан, похороны в Кракове, Киргизия, визит Медведева в Южную Америку и на ядерный саммит ООН, выступление Путина в Думе, опять визиты Медведева… Каких-то интересных заданий ТВ не получало, поэтому все было буднично. Впрочем, нет, одно задание все же было: 22 апреля ни разу не сказать, что 140 лет назад родился Ленин. Было очень смешно смотреть специальную программу на «России К», посвященную памятным датам. Какой-то мелкий великий князь, родившийся в этот день, упомянут был, какая-то ничего не значащая битва – да, а Ленин – нет. Действует программа «Забыть Ленина».

Вообще-то ТВ, выполняя задание руководства, может реализовывать две пропагандистские стратегии. Во-первых, пугать, внушать страх терроризма, от которого спасет государство в лице понятно кого; во-вторых, обещать богатство, которое обеспечит опять же понятно кто. До кризиса тенденция была на обещание богатства, сейчас не осталось ничего – ни внушения страха, ни внушения иллюзий. По-латински это называется «игнавия» – вялость, тоска. Телевизионный мейнстрим – это игнавия.

Смерть от интеллектуальности ТВ явно не грозит. Если измерять по количеству глупых передач, то ТВ живее всех живых. Две трети продукта – развлекуха, а массовый зритель при всех опросах стабильно требует увеличения числа развлекательных программ, и их делают еще и еще. Кстати, в этой сфере можно назвать передачу-«конкурс» «Идеальный мужчина» (СТС, ведущие К. Собчак и Т. Канделаки) и новый сериал «Интерны» (ТНТ). Это студенческая самодеятельность, которой на всех каналах – ввиду засилья везде бывших кавээнщиков – присваивают статус доброкачественного продукта. Но не исключено, что кто-то любит котлеты не с мясом, а с пылью, которые собирали с пола.

Из отклонений другого рода – явление Г. Явлинского в программе «Познер». В общем-то событие неординарное: Явлинский явно был в стоп-листе – и вдруг обнаружился на ТВ ночью. Опять же это Первый канал, пытающийся чем-то удивлять. Явлинский показал, что запала не растерял, критиковал власть, хотя фамилий М. и П. не называл, показав, что с правилами игры ознакомлен. Во всяком случае блогеров убедил, что мог бы быть в 2012 г. кандидатом в президенты. 

Кстати, Явлинский говорил и о свободе слова в России, точнее, о ее отсутствии, и это второй случай после Сорокиной за последнее время. То ли это невнимательность редакторов, то ли получено разрешение, и ТВ начало ходить вокруг да около этой проблемы. В принципе не меняется ничего, но можно зафиксировать некоторую эволюцию редакторской цензуры, а, как мы помним по 1980-м гг., с эволюции цензуры все и начинается.

Еще одно мощное впечатление мне удалось получить от «Свободы мысли». В целом передача превратилась в унылый вариант «Пусть говорят», а приколы тут скрыты исключительно в том, насколько образ ведущей (включая гардероб) не соответствует теме передачи. Когда эта тема, например, сельское хозяйство или, как было в тот раз, – астероидная опасность. Ксения Собчак, рассуждающая об астероидах и задающая с самым серьезным видом и чувством глубочайшей озабоченности за судьбы Земли вопросы на темы астрономии, оперирующая названиями астероидов, – это уже смешно. Тем более было любопытно увидеть Главную Блондинку в образе строгой учительницы в наглухо закрытом черном платье и больших очках в оправе черного цвета.

Именно в таком образе «строгая учительница» выступает в известных ролевых играх, поэтому, мне кажется, не все участники передачи вполне понимали смысл вопросов Ксении, обращенных к ним, будучи отвлечены как ее имиджем, так и теми активными процессами в мужском организме, которые при записи программы происходили в виде реакции на имидж Ксении. Во всяком случае, событие получилось уникальным, и именно во время этой передачи я и пожалел всех нас, вообразив, что никогда больше эту славную труженицу эфира не увидим.                 

ранее:

Путин преклонил колено в Польше, но мы этого не увидели
Почему у Светланы Сорокиной грустные глаза?
Парфенова вернули на ТВ, потому что он исправился
Как наше ТВ объясняло олимпийские провалы россиян в Ванкувере
Цифровое телевидение – новый бизнес и регулятор Кремля
Почему Фостера ругают все, а главного архитектора Митюрева – никто
Сможет ли Константин Эрнст покончить с эрой гламура?