18+

Почему народ не пошел смотреть «УС-2»

17/05/2010

Двухнедельный отчетный период, выпавший на долю вашего дежурного телеобозревателя, целиком и полностью описывается одной-единственной репликой из «Белого солнца пустыни»: «Стреляли!». Стреляли с такой силой и частотой, что даже грозу, прошедшую над городом вечером 8 мая, я принял было за генеральную репетицию праздничного салюта, подумав: «А почему бы и нет?»

              А почему бы действительно не порадовать горожан торжественной канонадой в честь капитуляции Третьего рейха перед союзниками, подписанной не 9-го, а именно 8 мая? Но нет, как сказал бы глава венской делегации, иногда гроза это просто гроза.

Причем подлинный салют прогремел 9 мая именно по телевизору с Красной площади – в Петербурге на этот раз явно решили сэкономить. Помните, как объясняли отсутствие салюта императору Наполеону? «На то, Ваше Величество, имелось десять причин. Во-первых, у нас не было пороха»… В Петербурге не было пороха, а в Москве на параде не оказалось Мавзолея: его каким-то особо хитроумным способом замаскировали.
Что возвращает нас в родной город, где, по рассказам очевидцев, 7 ноября 1937 (того самого!) года столь же искусно замаскировали ангела на Александрийском столпе, заткав его гигантским воздушным шаром с изображением Дедушки Ильича. Однако в ходе салюта одна из ракет взялась повторить подвиг отравленной пули Фанни Каплан: шар с громким треском лопнул, Ильич исчез, ангел предстал во всегдашней красе, – а сколько народа за это расстреляли, история умалчивает.

В ряду бесчисленных причин безоговорочного провала в прокате «Утомленных солнцем-2» иные эксперты справедливо указывают на неудачный выбор даты премьеры: в апреле, мол, телеканалы уже начинают артподготовку к Дню Победы – а значит, на фоне сплошного потока бесплатных картин «про войну» по ТВ лишь последний чудак выложит триста рублей за поход на комдива Котова, каких размеров (и красоты) сиськами и прочими причиндалами тот бы ни тряс с широкого, как русское поле, экрана.

Я бы присовокупил и такое соображение: отечественное кино о войне бывает или эпически монументальным, или, наоборот, слезливо сентиментальным, в чем мы все не в первый и наверняка не в последний раз имели удовольствие убедиться на праздники, – а вот Никита Сергеевич, эти два ремесла самым решительным образом путая, столь прочувствованно отнесся к собственному (и бюджета собственной картины) величию, что скупой мужской слезой прошибло разве что его самого. Что, впрочем, не помешает Первому каналу или РТР показать нам «Предстояние» на День Победы в 2011 году. Еще, поди, и передерутся из-за него, как сейчас из-за интервью маршала Жукова Владимиру Познеру. То есть наверняка именно так и будет: «УС-2», возмещая прокатные потери, продадут обоим главным каналам сразу.

Ну, а «Белорусскими вокзалами» с «Тихими зорями», «Летящими журавлями» и прочими «Военно-полевыми романами» нас хорошо накормили и в нынешнем году – и, даст бог, не в последний раз. Не обошлось, разумеется, и без Глеба Жеглова, Исаева-Штирлица и, как это ни парадоксально, Михаила Задорнова. По-прежнему хорош фильм «В августе 1944-го» – пожалуй, последнее мало-мальски приличное кино на военную тему, а недавняя смерть исполнителя одной из главных ролей Владислава Галкина обостряет несколько уже замылившийся взгляд телезрителя.

Показали (видимо, в рамках широко понимаемого Катынского дела) «Пианиста» по Первому каналу и изысканное «Искупление» по НТВ. А вот «Спасти рядового Райана» и «Бесславных ублюдков» от телезрителя зажали – видимо, в предчувствии показа навеянного этими фильмами «Предстояния» год спустя.

В праздничные дни прошел по НТВ и странноватый отечественный боевик «Одиночка». Странен он потому, что в соответствии с содержанием этому фильму следовало бы называться «Кровавая питерская гэбня 1990-х». Вытесненные (очевидно с приходом Путина во власть) в кадровый резерв гэбисты 1990-х уже в 2010 году мочат всех подряд  и фактически контролируют экономику пятимиллионного города. Как хорошо все-таки, что это неправда!

Остроумнее других вышло из положения ТНТ, сплошным потоком пустив на День Победы какие-то звездные войны. Не подкачал и «Зенит» со своим подозрительно похожим на дуче тренером. В конце концов, итальянский фашизм (не путать с немецким национал-социализмом) со своим основополагающим принципом «Всё пучком!» и заменой политической жизни на подковерную борьбу финансово-промышленных корпораций далеко не так страшен, как многие его малюют.

У нас довольно много праздников, пошлых по определению. Восьмое марта, победа над поляками в Китай-городе, День независимости от СССР и т.д.  А вот День Победы в его государствообразующей сакральности – праздник, который невозможно опошлить. Хотя пытаются… Пытаются в первую очередь главные телеканалы со своей нескончаемой канонадой. И кое-что у них, надо признать, получается, но многое другое, слава богу, пока не выходит никак.

Вот, скажем, ремейк «Летят журавли» с Ксенией Собчак и Борисом Моисеевым в главных ролях и «Белорусский вокзал» силами группы «Шесть кадров» еще вроде бы не сняли. А если и сняли, то не успели показать по ТВ.               

ранее:

С чем сравнить сорокинскую «Метель»?
Как бы Живой Журнал В. Топорова
Чем «Катынь» Вайды отличается от «Попа» Хотиненко
Чем «Зенит» со Спаллетти отличается от Пятого канала с Роднянским
Первоапрельские тезисы
Надо ли учить молодых писателей становиться немолодыми