16+

«Если ко мне придет девочка на сносях, зачет я ей поставлю»

26/05/2010

СВЕТЛАНА АГАПИТОВА

Подходит к концу весна, а вместе с ней и учебный год. Сейчас очень активно все обсуждают возможность введения платного образования в России. Поводом послужило принятие нового закона, по которому школы имеют право самостоятельно вести всю финансово-хозяйственную деятельность. Я внимательно изучила сам текст закона. И не нашла в нем ничего страшного. Ни о какой плате за среднее образование там речи не идет.


          Возможно, шумиха была раздута специально, возможно, имеют места разного рода провокации. Ну не следует из нового закона, что теперь все родители будут платить за уроки своих детей. Однако теперь директора имеют право премировать самых лучших учителей, у них появляется большая финансовая независимость и прозрачность деятельности. В то же время мне кажется правильной идея создание попечительских советов при школах. Закон об их введении уже подготовлен, но до обсуждения в ЗАКСе пока дело не дошло. Сейчас мы хотим заняться его восстановлением. Не секрет, что хоть образование у нас и бесплатное, но поборы в школах имеют место быть. В том числе и на ремонт, что является нарушением. При этом ничего не оформляется приходными ордерами. В некоторых школах родительский комитет имеет хоть какой-то контроль над этими средствами, но в большинстве всем руководит исключительно директор.

Попечительский же совет будет контролировать денежные потоки, и распределять их. Входить в его состав могут как собственно родители, так и различные представители компаний. Точно также как это делается в детских домах – в их попечительский совет входят те организации, на территории которых находится тот или иной детский дом. Они контролируют, в экстренных случаях выделяют какие-то деньги.

Думаю, что в будущем в нашей стране будет и платное, и бесплатное образование. И родители будут поставлены перед выбором – либо отдавать ребенка в платную школу и требовать усиленного контроля за качеством образования. Или учится в государственной школе, и быть довольным тем набором предметов, которые предлагают там. Приведет ли это к еще большему расслоению общества? Возможно. Но от него никуда не денешься. Не думаю, что советская уравниловка выглядит достойной альтернативой. К тому же, все в конечном счете зависит от человека. Если он хочет получить хорошее образование, он его получит. Может быть не в школе, тогда в университете.

Что касается высшего образования, то и оно скорее всего будет как платное, так и бесплатное. Я преподаю в Петербургском университете. У нас есть и платные группы (обучение в них уже достигает ста тысяч за семестр), и бюджетные, которые финансируются из государственного бюджета. Не могу сказать, что заметно какое-то расслоение. Может быть у так называемых «платников» есть больший стимул учиться. Чаще всего за них платят родители. И не всем хочется, чтобы эти деньги улетали впустую. К тому же у нас есть такая практика, когда по истечении года обучения на платном отделении при отличной успеваемости можно перевестись на бюджетное отделение, если там освобождаются места. Согласитесь, тоже хороший стимул учиться.

Мне везло на студентов. Откровенных разгильдяев никогда не было. Себя считаю достаточно либеральным преподавателем. Но если студент ни разу не был на моих лекциях, то зачет  я ему вряд ли поставлю. Не потому что такая вредная. Но на своих занятиях мы поднимаем разные темы, о которых не пишут в учебниках. Конечно, всегда находим выход из положения, но уже в индивидуальном порядке. Специально ни над кем я не издеваюсь. Если ко мне придет девочка на сносях то, понятное дело, зачет я ей поставлю.

Для студентов огромное значение имеет практика. Нам повезло – у нас есть своя телестудия и Интернет-канал. Мои ученики имеют возможность, не отходя от парт применять свои знания. А ведь иногда получается так, что молодой человек выходит на практику на какой-нибудь телеканал или в газету. А там некогда им заниматься. Да и кому хочется возиться с практикантами? Только тем, кто думает о будущем. Таких у нас немного. Вспоминаю, когда я училась, попала в программу «Монитор». Нас, студентов было три человека. Мы искали темы, снимали сюжеты. А редактор за возню с нами получала дополнительную зарплату от Университета. Сейчас, к сожалению, этого нет. 

Сложнее стало ребятам. Но те, кто хочет пробиться, делают это. Мне приятно, что почти на всех российских каналах работают мои выпускники. На Первом трудится Яна Подзюбан, на телеканале «Россия» – Наталья Щедринская. Специальным корреспондентом Первого канала в США был Игорь Рискин, тоже мой ученик. На НТВ трудится Ксения Ильина. Я уже не говорю про Пятый канал или телеканал СТО.

От телевидения вернемся к детям. У меня часто спрашивают, согласна ли я с запретом на усыновление российских детей гражданами США. Но никого запрета ведь нет. Сейчас процессы усыновления приостановлены из-за вопиющего случая, когда российского мальчика вернули в Россию его новые родители. Это стало поводом к тому, чтобы между нашими странами появился договор, регламентирующий эту сторону жизни детей. Считаю это совершенно правильным. Такие договоры нужно  заключать и со всеми остальными странами.                

ранее:

«Я против, чтобы проводился ЕГЭ по литературе»
«Чтобы записать детей в школу, родители занимали очередь в 3 часа ночи»
«Никогда раньше не слышала, чтобы педофилов наказывали условно»
«Петербуржцы готовы убивать детей-инвалидов! Чтобы не мучались…»
«Телевизионщики сотворили беспредел»
«Мне кажется, я довольно либеральная мамочка»
«На каждого человека я должна выделять 20 минут. Откуда эти нормы?»
«Не подозревала, что госслужащие так отличаются от нас»








Lentainform