16+

Можно ли спорить с автоматической фотокамерой ГАИ?

07/06/2010

Можно ли спорить с автоматической фотокамерой ГАИ?

Петербургская ГИБДД уже больше месяца рассылает квитанции на оплату штрафов за превышение скорости. Нарушение фиксируется камерами фотонаблюдения, затем ГАИ выявляет по номеру данные на собственника авто, оформляет протокол и квитанцию и отсылает их вместе с фотографией владельцу машины.


           На фотографии изображен автомобиль, данные о скорости и о том, какая скорость была разрешена на этом участке дороги, адрес, время и дата съемки. У водителя остается два пути: или оплатить штраф, или оспаривать нарушение.

Как заявило руководство ГИБДД, уже  разослано несколько тысяч постановлений, протесты еще не поступали, правда, и оплачивать новую «услугу от ГИБДД» водители не спешат. Для работы с камерами в управлении был создан специальный отдел. Его сотрудники подбирают подходящие места для установки 22 мобильных камер (каждый день – новые), разбирают фотоснимки, устанавливают данные автовладельцев.

Мобильные камеры – белые ящики на рыжей треноге – дежурят в основном на набережных.
Такие треноги использовались и раньше. Но раньше «треноги» не умели записывать информацию. А теперь все данные сохраняются на карте памяти.

Оплатить штраф надо в течение 30 дней. Если за это время штраф не оплачен, то на должника накладывается еще один штраф и дело должно отправляться в суд. О том, с какого числа начинается отсчет срока на оплату штрафа – даты выписки постановления или даты вручения заказного письма, – в Кодексе об административных правонарушениях информации нет. Председатель Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов пояснил, что на практике отсчет идет от даты вручения, если постановление не было обжаловано. По правилам фотографии в цифровом виде будут храниться у гаишников не меньше года.

Известна история некоего предприимчивого англичанина, приехавшего в Германию на праворульной Audi и посадившего на левое сиденье куклу из секс-шопа. Камеры зафиксировали лицо «водителя»-нарушителя, затеняя изображение истинного шофера, сидевшего справа. Доказать, что именно он ездил с превышением скорости, полиция  не смогла. Но в Петербурге такой способ не действует: для того чтоб избежать наказания, придется самому найти истинного нарушителя, который сидел за рулем,  и привести его в управление ГИБДД. Обычному автовладельцу такие заморочки ни к чему – проще заплатить, а потом трясти деньги с реального нарушителя.

Зато у прокатных контор просто нет иного выхода. «Если нам придется оплачивать все штрафы, мы просто закроемся, – заявили в компании «Элекс-полис». – К счастью, на машинах имеется логотип, так что инспекторы сразу поймут, куда приходить с запросом».
– Если мне придет такая квитанция-фотография, я для начала затребую видеозапись нарушения, – говорит адвокат Олег Козлов. – Если есть запись и у вас правда совесть нечиста, тогда, наверно, не надо судиться, ибо расходы на адвоката будут крупнее штрафа, а угрозы лишиться прав здесь нет. Но скорее всего видеозаписи не окажется. А только она может показать, с какой скоростью шла машина (особенно в сравнении с другими транспортными средствами) и была ли она вообще в это время в этом месте. Видео подделать гораздо сложнее, чем фотографию.

– Неужели вы думаете, что инспекторы дойдут до подделок?
– Вряд ли, но подделывать подписи они уже научились. Недавно на Дороге жизни меня остановил наряд ДПС, который ехал за мной на своей машине и якобы ловил мою скорость с помощью радара. Показал мне этот радар, кажется, «Искра 1», который зафиксировал мою скорость 103 км/ч, их скорость – 123 км/ч и время 0.30. Я был уверен, что скорость не превышал, и сразу спросил, что за время такое странное – 0.30, ведь на часах было 11 утра. Инспектор на голубом глазу заявил, что это время – целых тридцать секунд, в течение которых они за мной гнались и фиксировали мою скорость.

Представляете, они, двигаясь на 20 км/ч быстрее меня, на коротком участке шоссе не могли меня обогнать в течение полминуты! И потом я-то знаю характеристики этих радаров, и какие показатели должны там отображаться. Все это я объяснил этим ребятам и протокол подписывать отказался. Думал, они составят еще один протокол, об отказе в подписи. А сотрудники ГИБДД вместо этого подделали мой росчерк, скопировали из прав. Недавно получил исполнительный лист, и всю процедуру обжалования придется начинать сначала.

Анекдот о том, что «на службу в ГИБДД срочно требуются специалисты по Photoshop» нам рассказал и другой адвокат – Александр Холодов. Он упомянул, что видеозаписей таких нарушений не существует в природе и  требования о предъявлении видео скорее подойдут для психологического воздействия на гаишников. Если нести ответственность категорически не хочется – проще доказать, что за рулем сидел кто-то другой.
Скрываться от камеры с помощью запачканного, заклеенного или спрятанного под пленку регистрационного знака – это прошлый век, уверены все автолюбители. Гораздо благороднее прибегнуть к высоким технологиям. Особенно – если действительно не считаешь себя виновным.

Вот какую  историю рассказал Online812 специалист по IT-технологиям.
«Я потихоньку ехал из командировки, из другого города, установив круиз-контроль на 80 км/ч, – говорит программист. – В населенном пункте остановил гаишник, показал радар с цифрой 93. На все заверения, что это невозможно, что круиз не подводит, он отвечал, что радар не ошибается. Пришлось достать ноутбук, из бардачка машины – диагностический модуль, все это я подключил к бортовому компьютеру. Все логи скорости автомобиля были там сохранены, причем с привязкой ко времени и географическим координатам. Поскольку на тот же компьютер шла информация со спутниковой сигнализации. Нигде больше 80 километров в час не значилось. Инспектор был впечатлен и спорить не стал. Отдал документы, пожелал счастливого пути».
Сейчас  на помощь водителям пришли видеорегистраторы – камеры, которые водители устанавливают в своих машинах, чтобы фиксировать все, что происходит на дороге и в салоне.
– Есть продвинутые модели регистраторов, которые имеют привязку к GPS и бортовым компьютерам, – говорит Олег Козлов. – Вот с их помощью есть шанс доказать, что радар ГИБДД тоже может ошибаться.

Житель штата Огайо пытался оспорить в суде штраф $35, выписанный ему за превышение скорости на 30 км/ч. В качестве доказательства он предъявил показания GPS-приемника, установленного в автомобиле.

В качестве доказательства своей правоты истец использовал показания GPS. Система спутниковой навигации зафиксировала, что Барнс ехал со скоростью 50 миль в час (при разрешенной скорости 65 миль в час).

Выиграть дело водителю не удалось. Судья  отклонил апелляцию, так как счел показания GPS «не заслуживающими доверия». В постановлении суда говорится, что логи GPS не могут быть признаны надежным источником информации, так как зависят от настроек оборудования и системы слежения.

Введение фотофиксации нарушений скорости на дорогах Петербурга привело к неожиданностям – постановления об административных правонарушениях стали получать и сотрудники милиции, сообщает сайт spbvoditel.ru. Так, оштрафовали машину вневедомственной охраны, которая ехала  на вызов.

Письмо с постановлением, где на фотографии зафиксирована патрульная машина с превышением скорости на 31 км/ч, получил райотдел вневедомственной охраны. Один из его руководителей прокомментировал это так: «Мы будем решать вопрос с управлением ГИБДД, потому что абсолютно непонятно, что делать в таком случае. Автомобиль ехал по тревожному вызову с включенной мигалкой, однако на фотографии этого не видно. Естественно никакого бюджета на оплату таких постановлений у нас нет. Наши водители сейчас в глубокой задумчивости, потому что в случае необходимости им самим придется оплачивать штраф».

Как сообщили Online812 в отделе фотовидеофиксации ГИБДД, «постановление придет всем, вне зависимости от принадлежности автомобиля к каким-либо силовым структурам». На вопрос, штрафуют ли скорые и пожарные, там ответили утвердительно.
Ситуация новая для Петербурга, но известная в других регионах. Когда фотофиксация начала действовать в Москве, в интернете появилась информация, что в список автомобилей, не попадающих в списки нарушителей, записаны машины ФСО, ФСБ и других организаций, а также множество важных лиц  плюс члены их семей. Судя по первым заявлениям официальных лиц ГИБДД Петербурга и области, у нас пока штрафуют всех, невзирая на номера и причину превышения скорости.                  

Нина АСТАФЬЕВА








Lentainform