16+

«Прохоров-мобиль» сдвинулся с места

10/06/2010

«Прохоров-мобиль» сдвинулся с места

Гибридный автомобиль, который пресса успела окрестить «Прохоров-мобиль» - по имени олигарха, готового вкладывать деньги в проект, похоже, из бумажного проекта становится реальным и хочет получить петербургскую прописку. Разработчик нового средства передвижения сообщил, что собирается построить целых два завода в Петербурге.


        Компания «Городской автомобиль» (ее совладельцами являются олигарх Михаил Прохоров и петербургская группа «Яровит») попросила Смольный выделить участок размером около 30 га под строительство заводов, сообщил в минувшую пятницу глава «Яровита» Андрей Бирюков. Такая заявка действительно будет рассмотрена, подтвердил вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский. От других комментариев он отказался, порекомендовав обо всем спрашивать Бирюкова.  Тем самым чиновник косвенно подтвердив догадки наблюдателей, которые опасаются, что городские власти достаточно прохладно относятся к проекту «Прохоров-мобиля». Еще бы: ведь олигарх до сих пор не потрудился приехать в Смольный, чтобы представить проект Валентине Матвиенко, – вместо этого он заручился публичным одобрением сразу же Владимира Путина. Впрочем, это особенно не помогло «Прохоров-мобилю» на федеральном уровне – его даже не включили в государственную стратегию развития автопрома до 2020 года. Правда, Бирюков сказал, что компании это не очень-то и нужно.

На площадке в Петербурге глава «Яровита» собирается производить «совершенно новый тип двигателя, о котором пока я не хочу говорить, – но это будет альтернатива двигателю внутреннего сгорания». В отрасли подозревают, что это будет гибрид обычного и электрического двигателя. Кроме этого, «Яровит» хочет делать в Петербурге электрические двигатели, генераторы и системы управления. Все это крайне интересно для рынка, потому что производство современных двигателей и сложной агрегатной базы в России практически отсутствует. Зарубежные автоконцерны переносят на нашу территорию выпуск довольно простых комплектующих, а двигатели и узлы, которые делают отечественные заводы – это, как говорится, «спасибо, лучше не надо».

Кроме агрегатов, «Яровит» обещает построить в Петербурге завод по сборке 20 тысяч «Прохоров-мобилей» в год. «У нас не будет заводов большей мощности – сейчас есть ясный тренд к уменьшению количества собираемых автомобилей на заводах». По словам Бирюкова, «Городской автомобиль» планирует покрыть Россию сетью сборочных предприятий. «Мы хотим охватить как можно больше регионов. Среди них точно будет Петербург». Компания планирует начать производство в 2012 году.

Андрей Бирюков на любой конференции и вообще при любом удобном случае не устает объяснять, что именно за его технологиями (суть которых мы сможем узнать только в конце 2010 года, когда автомобиль будет представлен широкой общественности) – будущее. А также, что данный двигатель давным-давно мог бы уже производиться, если бы не жадность нефтяных компаний, заинтересованных в продаже нефти, а также не инертность автоконцернов, которые невосприимчивы к новому. Скептики же вполне резонно указывают на три недостатка проекта.

Во-первых, пластиковый кузов вряд ли будет долго жить на отечественых дорогах и не прибавит безопасности водителю, пассажирам и пешеходам. Во-вторых, батарейки для электродвигателей дорогие и быстро разряжаются. А в-третьих, построить тысячи гибридных авто мало – нужно создать инфраструктуру «гибридных заправочных станций». Что это такое – пока никто, кроме «Яровита», не знает, но на то, чтобы создать в стране паралелльную сеть «почти АЗС», может не хватить даже всех $9,5 миллиарда (по версии журнала Forbes) энтузиаста Прохорова.                

Евгений НИКИТИН








Lentainform