16+

Пирамиды Египта строили не рабы, а самоорганизующиеся граждане

11/06/2010

Пирамиды Египта строили не рабы, а самоорганизующиеся граждане

В Египте нашли 57 гробниц, некоторым больше трех тысяч лет. Пытаясь выяснить сенсационность этой находки, Online812 обратился за комментариями к петербургскому египтологу Андрею Олеговичу БОЛЬШАКОВУ, заведующему сектором Древнего Востока Эрмитажа, доктором исторических наук, и выяснил, что рабов в Египте не было, а пирамиды строили самоорганизующиеся отряды.


          – Находка 57 гробниц – сенсация?
– Каждый египетский памятник уникален при всей его внешней стандартности, просто могут потребоваться годы, чтобы эту уникальность увидеть. А крупные группы погребений Среднего царства обнаруживают достаточно редко.

- Раскопки идут 200 лет и еще не все найдено?
– Далеко не все. Существуют целые территории Египта, совсем не изученные. Дельта Нила почти не исследована, культурный слой находится глубоко под наносами реки,  а грунтовые воды стоят очень высоко.
Мягко говоря, полностью не изучены и те памятники, которые находятся в музеях. Нет полных научных каталогов даже крупнейших мировых собраний: Египетского музея в Берлине, Британского музея, Туринского египетского музея, Музея Метрополитен, который обладает крупнейшим в мире собранием египетских памятников; несколько лучше ситуация в Лувре.

- С чего вообще началась египтология?
– В сентябре 1822 года Жан-Франсуа Шампольон предложил принципы расшифровки письменности.  Дальше шло археологическое изучение памятников, формировались представления о египетской истории.

- Если расшифровали письменность, значит, прочитали и какие-нибудь египетские летописи?
– Древние египтяне, в отличие от греков или китайцев, свою историю не записывали. Она не интересовала их в нашем понимании, как последовательность событий, каким-то образом друг с другом связанных. У египтян  было представление об истории как смене циклов – годовых, царствований и т.д. Конкретное содержание этих циклов было менее важно, чем изначально определенный для каждого из них стандарт.

– Статуи фараонов, гробницы, пирамиды – это все за почти двести дет исследований можно выстроить в логичную цепочку.

– Памятники отражают историю, но специально о ней не говорят.
Это хорошо потому, что мы мало сталкиваемся с ее древними интерпретациями, всегда тенденциозными, но зато очень сложным оказывается процесс извлечения информации.
Параллельно развивалась египетская филология. К началу ХХ века ученые научились  достаточно легко читать тексты, но до полного теоретического осмысления языка и системы письма еще далеко.

- Не все иероглифы расшифрованы?
– Наиболее употребительных иероглифов было около 800, но в храмовых текстах греческого и римского Египта их число возросло до 7 тысяч, с их помощью мифологические тексты делали недоступными для непосвященных.

- Появилось ли сейчас в египтологии что-то новое, меняющее представления о древнем Египте? 
– Открытие в египтологии, как правило, не может впечатлить неспециалиста, поскольку он не представляет себе контекста.

- Можно примеры?
– Например, теория о  долгом, 12-летнем соправлении Эхнатона с его отцом Аменхотепом III. Она выдвинута несколькими авторами, хорошее обоснование принадлежит американцу Раймонду Джонсону. Он показал, что многие рельефы, которые считались изображениями Эхнатона и его жены Нефертити, на самом деле изображения родителей Эхнатона. Существуют и некоторые текстовые свидетельства.
Мне эта теория представляется убедительной, хотя большинство с ней не согласно. Она в корне меняет наши представления об истории солнцепоклоннического переворота Эхнатона. 

- Еще о чем  спорят египтологи?
– За последние 40 лет возник совершенно новый взгляд на социальную историю Египта. Он принадлежит ленинградским египтологам Ю. Я. Перепелкину, О. Д. Берлеву, Е. С. Богословскому, которые показали, что понятие рабовладения для Египта, да и для других древнейших цивилизаций, не имеет смысла. Там была более сложная организация общества. Рабство было домашним – слуги могли быть собственностью хозяина, но прокормить страну таким способом нельзя, ее может поддерживать только труд лично независимых людей. Иное дело, что понятия «свобода» в Египте не было, да и вся социальная терминология принципиально отличалась от привычной нам.

- Кто строил пирамиды? Свободные люди?
– Их строили отряды – универсальная система организации людей в Старом царстве. Отряд сам себя кормит, сам себе белье стирает, дрова заготавливает. Более того, этот отряд многопрофильный – сейчас работает на строительстве, выдали оружие – превратился в военный отряд и идет в экспедицию за пределы Египта. В то время сильных врагов у Египта не было и можно было еще обходиться без военных профессионалов.
Отряд был самоорганизующимся. Получал задание, которое раскладывалось на его членов. Дальше начинаются неожиданные для нас вещи. Скажем, человек не выполнил недельное задание. Казалось бы, должно последовать наказание. Но задание переносят на следующую неделю. Он снова не выполнил, и задание снова переносят, но расписывают на весь отряд. Если и в этом случае человек не справляется, то ему понижают норму до  физических возможностей.

- То есть эти отряды построили уникальные пирамиды между делом?
– На время разливов Нила, то есть почти на треть года, сельскохозяйственная часть населения оставалась без работы. На это время ее можно перевести на общегосударственные проекты, строительство храмов, пирамид и т.д. Это была  неквалифицированная сила, использовавшаяся, например, для транспортировки камня. А вот профессионалы работали круглогодично – например, те, кто был занят на заготовке камня. Это была тяжелая и требовавшая настоящего профессионализма работа. 

- Как строили пирамиды? С помощью насыпей?
-  Кое-где их следы сохранились, но не около пирамид. Там, вероятно, были конструкции более сложной формы, чем просто насыпь на ширину одной из граней. Иначе строительство насыпи было бы сравнимо по объему со строительством самой пирамиды. Скорее, там использовались спиральные насыпи, которые опирались на грани пирамиды.
Пока их следов не найдено, но повторюсь, не все еще раскопано. Большая часть пирамид изучена еще недостаточно.

- Кто дает разрешение на раскопки в Египте?
– С середины XIX века существует Служба древностей Египта, сейчас она называется Высший совет египетских древностей. До президента Насера учреждение было французским, несмотря на английский протекторат над страной. Тогда существовала практика раздела находок. Археолог представлял службе находки, и ее представитель решал, что, самое ценное, надо оставить, а что можно вывезти.
После провозглашения независимости служба стала египетской, однако своими силами египтянам не справиться с раскопками, и поэтому существует практика предоставления концессий. Раскопки ведутся под контролем инспектора Службы древностей, и абсолютно все найденное должно оставаться в Египте.

- Право на публикацию остается у археологов?
– Не уверен, по обстоятельствам. Сообщать СМИ о любых находках может только один человек – Захи Хавас, глава Высшего совета. И право первой интерпретации принадлежит ему. Если ты что-то нашел и сразу «вякнул» – выгонят из Египта раз и навсегда.

- Сколько египтологов в России?
– Смотря как считать.

- Тех, кто опубликовал что-то серьезное.
– Максимум человек 20, а должно было бы быть раза в три больше. 

- Что мешает?
– Многое. С одной стороны, нехватка мест для профессиональной работы, с другой – последовательное уничтожение системы образования и пропаганда жизненных идеалов, несовместимых с наукой. Студенты хотят зарабатывать много и быстро, а так не бывает. Разрушителен и так называемый болонский процесс – в результате его даже мощная египтологическая школа Германии быстро приходит в упадок.

- Египтяне требуют от зарубежных музеев вернуть древности?
– Требуют. Оставим в стороне незаконно приобретенное после введения запрета на вывоз в середине 1960-х годов. За этим Египет следит, и музеи возвращают.
Сейчас речь идет о возврате «большой пятерки» – пяти известных памятников, найденных и вывезенных намного раньше введения запрета.

- Что входит в «большую пятерку»?
– На первом месте – бюст Нефертити из Берлина. На днях Египет выдвинул официальное требование Германии его вернуть. И получил отказ. Скульптуру в 1912 году нашел Людвиг Борхардт и вывез ее по официальному разрешению: при разделе находок представитель Службы древностей Нефертити осмотрел. Другое дело, что условия были намеренно подготовлены так, чтобы ввести его в заблуждение. Освещение было плохим, бюст лежал на дне ящика, значился как гипсовый, а не каменный. Но ведь никто не мешал представителю службы посветить получше, достать бюст из ящика, убедиться, что он каменный и лишь покрыт гипсом. Расчет был на молодость и неопытность проводившего раздел, и хотя с моральной точки зрения ситуация была крайне уязвимой, формально вывоз бюста был законным. В начале 1920-х годов бюст был выставлен в берлинском Египетском музее, и разразился грандиозный скандал с требованиями возврата. В результате немецких археологов не  допускали в Египет до конца 1950-х годов. 
На мой взгляд, требование возврата очень сомнительное, поскольку разрешение все-таки было дано. Кроме того, одна уступка – и развалится вся система прав музеев.
Номер 2  – «Розеттский камень», был  найден во время египетского похода Наполеона, позже попал в Британский музей. Это произошло задолго до создания Службы древностей.  С него началась расшифровка египетских иероглифов, связавшая его с историей прежде всего французской и английской египтологии, и Лондон для него наиболее естественное место. Не вижу никаких формальных оснований для его возврата.
Номер 3 -  так называемый «Дендерский зодиак» – потолок  из птолемеевского храма в Дендере с рельефным изображением  созвездий зодиакального круга. Он был вывезен во Францию в 1821 г., и на это было разрешение правителя Египта Мохаммада Али.
Номер 4 – бюст Анххафа, находящийся в Музее изящных искусств в Бостоне, возможно, лучший портрет, созданный за всю историю Египта. Он найден экспедицией Джорджа  Райзнера и в 1927 году официально передан Америке в знак благодарности за проведение раскопок гробницы Хетепхерес I, матери Хеопса.
Номер 5 – статуя Хемиуна, племянника Хеопса и архитектора его  пирамиды. Монументальная статуя найдена в Гизе перед Первой мировой войной. Получена Германией по официальному  разделу памятников. Сейчас находится в Музее Пелицеуса в Хильдесхайме.
Понятно, что ответ на требования будет однозначно «нет». Вопрос в том, как ответит Египет.

 - Не разрешит этим странам копать?
– Скажем, будет какое-то выкручивание рук. Но Египет сильно зависит от туристов, и вряд ли меры станут радикальными. Честно говоря, если бы экспедиций было поменьше, а качественные публикации делались быстрее, то египтологии это было бы только на пользу. Но боюсь, продолжится гонка «быстрее и больше».

- Древним египтянам приписывают создание «цилиндра фараона», который фокусировал космическую энергию и обладал чудодейственными лечебными свойствами.
– Существуют статуи, где персонаж держит в руке что-то подобное цилиндру. Это свернутый в трубочку платок, чтобы стереть пот. 
У египтян была хорошая медицина, основанная на знании анатомии, поскольку они изготовляли мумии. Кстати, на строительстве пирамид было медицинское обслуживание рабочих.

- Существует рассказ, что после находки гробницы Тутанхамона там обнаружили надпись: «Смерть быстрыми шагами настигнет того, кто нарушит покой фараона». И археологи стали умирать.
– Не было там надписи. Извлечение вещей из гробницы происходило на  протяжении двух лет, и каждый день рядом дежурила толпа журналистов, которые поддерживали ажиотаж.
После неожиданной смерти лорда Карнарвона, финансировавшего раскопки, была запущена легенда о проклятии фараона; кстати, сделал это один из египтологов, подрабатывавший в прессе. Однако больше никто скоропостижно не умирал.

- Теоретически подобная надпись могла быть?
– Угрозы тем, кто с гробницей делает что-то неподобающее, встречаются. Но не смерть прилетит быстро, такими понятиями древние египтяне не оперировали. А скажем, «я буду судиться с ним у Старшего бога и сверну ему шею как птице». В царских гробницах и таких надписей не бывает. Царь не опускается до угроз.                 

Вадим ШУВАЛОВ








Lentainform