16+

Зачем Петербургу чемпионат Европы по треку, от которого отказалась Греция

21/06/2010

Зачем Петербургу чемпионат Европы по треку, от которого отказалась Греция

Неожиданно выяснилось, что в Петербурге в сентябре пройдет чемпионат Европы по велоспорту на треке. Соревнования примет новый велотрек на Крестовском острове, который много лет строил известный велосипедный тренер Александр Кузнецов. Почему чемпионат отдали городу Петербургу только за три месяца до старта, и нужны ли нам такие подарки? Об этом Александр КУЗНЕЦОВ рассказал «Городу 812»


  Досье: 

Катимся по наклонной
Велоспорт в Петербурге много лет считался поставщиком олимпийских медалей. Чего стоит хотя бы победа Михаила Игнатьева на Играх-2004 в групповой гонке по очкам. С тех пор с точки зрения велосипедной инфраструктуры в нашем городе произошли изменения только в лучшую сторону. На Крестовском острове начал функционировать новый велотрек. Вот только нынче авторитет российских  трековиков на мировой арене уже совсем не тот, что раньше. Из лидеров они превратились в почти безнадежно отстающих.

Современный велоспорт становится все разнообразнее (шоссейные гонки, маунтинбайк. BMX и т.д.). В результате велотрек оказался в положении знатного, но чрезвычайно бедного родственника. Которому, дабы не впасть в полную нищету, приходится терпеть всевозможные унижения и в добровольно-принудительном порядке идти на эксперименты над собой. В частности, в конце прошлого года международные чиновники решили кардинально изменить олимпийскую программу. Под флагом борьбы за равноправие полов были исключены старейшие и коронные российские виды – групповая гонка по очкам, принесшая славу Игнатьеву, парная гонка (в ней на Играх в Пекине Игнатьев и Марков выиграли на велотреке «бронзу») и индивидуальная гонка преследования. Зато появились несколько новых женских дисциплин и велосипедное многоборье под названием омниум.

Для российских медальных перспектив это, конечно, очень плохо. Но еще не самое худшее. Худшее заключается в том, что россияне и в новых и в старых дисциплинах к настоящему моменту превратились в статистов. На двух подряд чемпионатах мира вообще остались без наград.
Куда подевались воспитанники «конвейера чемпионов» знаменитого петербургского тренера Александра Кузнецова? Кто-то в силу преклонного по велосипедным меркам возраста уже прошел пик формы, кто-то еще не окреп. А яркие личности в самом расцвете сил во главе с олимпийским чемпионом Игнатьевым подписали профессиональные контракты с серьезными командами и отправились покорять шоссейные просторы  мира. Получается, у них, правда, с переменным успехом. Но возвращаться назад на трек гонщики не хотят. Понять их можно. Даже середняки на шоссе получают куда больше славы и денег, чем звезды трека. В такой ситуации количество комплектов олимпийских медалей (десять на треке против всего четырех на шоссе) для самих спортсменов отходит на второй план.

А в это время одни из главных наших соперников в медальном зачете на Играх-2012 британцы строят сверхсовременные треки, развивая бурную научно-методическую деятельность. Готовят на Олимпиаде-2012 удар по конкурентам. Их примеру неплохо бы последовать. Но вместо этого велосипедистам пока приходится воевать с ГИБДД. Сотрудники которого, следуя инструкциям, не разрешают соревноваться и тренироваться на дорогах федерального значения.

- Правильное впечатление – что чемпионат-2010 свалился на наш город как снег на голову? Он что был никому не нужен?

– Во всем виноват экономический кризис в Греции. На самом деле, чемпионат Европы – серьезное мероприятие, которое не так и просто получить. Право на его проведение выиграла Греция, но затем из-за финансовых трудностей от организации отказалась. Затем соревнования захотели было провести голландцы, однако им помешал дефицит времени. Как следствие, начались поиски других вариантов. В Петербург приезжала инспекция европейского союза велосипедистов, им очень понравился наш комплекс (спортивный объект плюс отель). После чего  международные велосипедные чиновники и подписали контракт. Подчеркну, не с нами, а с Федерацией велоспорта России.

- То есть ни вы, ни город никаких денег на данное мероприятие тратить не будете?

– Верно, поскольку его проводит национальная федерация, которая должна заключить с нами договор и профинансировать проведение чемпионата. Конечно, какая-то помощь с нашей стороны может понадобиться, но внеплановые затраты со стороны города не планируются.

- Слышал, вам требуется современное табло, и оно стоит около миллиона долларов.

– Да, такая проблема существует, но мы ищем и обязательно найдем решение. Стоимость самого скромного варианта табло начинается с 13 миллионов рублей, а со всей периферией (видеокамеры, аппаратура) в два раза больше. Удастся – купим табло, нет – арендуем его на время проведение чемпионата.

- К чему такая спешка. Может, надо было отказаться от чемпионата?

– Напротив, считаю, нам отчасти повезло. Этот чемпионат полезен для велоспорта России, города и, прежде всего, для самих спортсменов. Ребята готовятся и выступают в основном за рубежом. А здесь их увидят друзья, родственники, просто земляки. Для спортсменов такая домашняя атмосфера полезна с моральной точки зрения. Да и хочется, чтобы горожане посмотрели на трековые гонки высокого международного уровня.

- А уровень состязаний действительно будет высок?

– Да, здесь соберутся лучшие велосипедисты Европы. Единственное возрастное ограничение – не старше 23 лет. Но, поверьте, это отнюдь не делает турнир соревнованиями вторых составов, большинство участников питерского чемпионата выступят на Олимпиаде в Лондоне. Трековые гонки нынче сильно помолодели, поскольку повзрослевшие велосипедисты предпочитают уходить на  шоссе, там можно заработать гораздо больше денег.

– Чемпионат мира тоже хотите провести  в Петербурге?


– Нас уже инспектировала техническая комиссия UCI (Международного союза велосипедистов) и приняла объект. То есть на питерском треке могут проходить соревнования самого высокого ранга, включая и чемпионаты планеты. Признаю, не обошлось без нескольких замечаний. Но они несерьезны и будут устранены в течение месяца. В частности, нас попросили на 45 сантиметров расширить зону медленной езды, где велосипедисты катаются до и после заездов. Однако проводить ЧМ в ближайшее время точно не планируем. Чемпионат Европы подвернулся без всяких хлопот, вот мы и согласились. А ради чемпионата планеты придется стать в очередь и заплатить определенную сумму UCI. Смысла в этом я не вижу.

- В последние годы россияне выступают на треке все хуже и хуже. В чем причина?

– Это последствия нашей спортивной разрухи, экономических проблем. В частности, возникли сложности и у нас в городе. Из-за последствий кризиса приходится все делать скромнее, в более усеченных вариантах. Да и отсутствие конкуренции в стране (трек на высоком уровне остался только в Москве и Питере, в других регионах успешно выступают единицы) также влияет на результаты не в лучшую сторону.

– А кризис в Европе нам не на руку?


– Не спорю, во многих странах Европы экономическая ситуация еще более тяжелая. В той же Испании, где находится наша база, проблем навалом, безработица приближается к 20 процентам. Тем не менее, гонки там как проводились, так и проводятся. В полном объеме и на прежнем высоком уровне. Поскольку производители все равно заинтересованы в поддержке спорта, так как могут благодаря этому платить меньше налогов. У нас подобное не предусмотрено, компании спонсируют команды и соревнования только из чистой прибыли. Естественно, желающих это делать по доброй воле, мягко говоря, немного. Вот поэтому в России и остается надеяться по сути только на государство. На Министерство спорта и на городской спорткомитет. Да, они нам помогают в меру возможностей, но тоже ограничены в средствах. Ведь бюджет министерства на все виды спорта немногим больше бюджета одного лучшего футбольного клуба страны.

- Тем не менее, в российском велоспорте с недавних пор появилась суперкоманда «Катюша», где выступает немало и ваших бывших воспитанников.

– Лично я противник таких затей. Ведь в сложной ситуации на один проект тратятся такие огромные деньги (по некоторым данным, годовой бюджет «Катюши» составляет 15 миллионов евро в год. – Прим. авт.). К тому же разве идет на пользу нашему велоспорту, если из российской команды отчисляются наши соотечественники Алексей Марков и Александр Серов, а вместо них в составе появляются не самого высокого класса молдаване или бельгийцы?

- Руководство «Катюши» уверяет, что расторгло контракт с призером трех Олимпиад и вашим воспитанником Марковым из-за нарушений гонщиком режима...

– Со слов представителя нашей федерации, речь идет о мелочах, придирках. Иностранцев за подобные огрехи даже не пожурят и уж тем более не отчислят. Сейчас ребята судятся с «Катюшей» в Швейцарии, пытаются получить деньги, которые им так и не выплатили.

- Но это уже опытные гонщики, а как насчет перспективной молодежи. На Играх-2012 в Лондоне будет на кого надеяться?

– До Олимпиады еще два года, посмотрим. Но талантливых ребят в Питере немало. Прежде всего, это  Валерий Кайков, Артур Ершов, Сергей Чернецкий, Александр Краснов, Сергей Шилов и совсем юные Кирилл Свешников и Евгений Шалунов. Самым старшим из этой семерки в этом году исполняется 22 года.

- Не боитесь, что и этих ребят не удастся сохранить для трековых гонок?

– Конечно, боимся. Сейчас в велоспорте рынок – предложат перспективному спортсмену большие деньги, и дальше никакими «цепями» его уже не удержишь. Хотя, конечно, по мере возможностей стараемся ребят финансово мотивировать.

- На днях состоялись выборы президента Федерации велоспорта России – на этот пост претендовал ваш знаменитый ученик, двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Екимов. Но его не выбрали.

– Кандидатуру Славы выдвинула питерская федерация. Причем и для нас, и для Екимова было ясно, что победить не получится. Просто мы хотели напомнить, что есть такой востребованный на Западе российский специалист, работающий спортивным директором в команде знаменитого Лэнса Армстронга, но желающий помогать отечественному велоспорту. Вячеслав вполне мог бы оказать поддержку в международных структурах, поскольку обладает необходимым опытом, владеет западными технологиями общения и прекрасно знает английский и испанский языки.


- Вы вице-президент городской велофедерации. А почему не хотите стать президентом?

– До сего дня ей руководит бывший губернатор Владимир Яковлев. Он давно хочет передать жезл руководителя федерации в хорошие руки. Стараемся найти на этот пост достойного человека, способного нам помогать. Или успешного бизнесмена, или влиятельное должностное лицо. Но пока поиски ни к чему не приводят.      
 

 

Денис МОСТОВ











Lentainform