Санкт-Петербург долгое время удерживал за собой звание города с самой развитой трамвайной сетью, и только относительно недавно уступил его Мельбурну. История петербургских трамваев началась еще в XIX, но первый уличный поезд прокатился по городу в 1907 году. Со дня запуска трамвайного сообщения до наших дней дошло несколько ФОТОграфий.
![]() Первый оригинальный трамвай жителям города показал инженер Федор Пироцкий 22 августа 1880 года. На углу Дегтярной и Болотной улиц он, на глазах у изумленных горожан, привел в движение вагон конки, оборудованный электродвигателем. Электричество подавалось через рельсы. |
![]() Однако новинке обрадовались далеко не все. Больше всего это огорчило владельцев конок, которые начали препятствовать появлению трамваев. Дело в том, что они имели договор с городом, по которому им в аренду сдавалась земля всех центральных улиц. Городская власть не имела права вводить новые виды тяги на существующих или вновь прокладываемых линиях. Попытки выкупить эти линии привели к судебным разбирательствам, длившимся 6 лет. Не в последнюю очередь конфликт поспособствовал тому, что в 1885 году в Санкт-Петербурге появились «ледовые» трамваи, на которых зимой можно было переправляться через Неву. Спор разрешился только благодаря тому, что истек предусмотренный контрактом 15-летний срок, и с 1902 года «вся сеть конно-железных дорог общества со всем подвижным составом, т.е. со всякого рода вагонами, лошадьми, конской сбруей, кучерским и кондукторским платьем, а равно все относящиеся к предприятию земли с возведёнными на них домами, сараями, конюшнями, конно-железными парками и со всей материальной частью» перешли к городу. |
![]() К 1904 году инженеры составили проект будущего трамвайного сообщения, и в 1905 году приступили к его осуществлению. Среди разработчиков проекта были инженер Генрих Графтио и Яков Гаккель. Для начала было необходимо построить 195 верст трамвайных путей и 800 вагонов. Проектировщики новой транспортной сети столкнулись с множеством проблем, а городская планировка в разных районах настолько отличалась, что создать сеть, аналогичную другим городам, не удалось. Поэтому разработчиками было принято решение организовать движение трамвая по диаметрально-кольцевой системе: 24 маршрута должны были связать разные районы города. |
![]() Генеральным подрядчиком по вагонам стало американское электротехническое общество «Вестингауз». В результате 190 вагонов было закуплено в Англии у фирмы «Бреш», а еще 195 заказано у Мытищинского и Коломенского заводов. Путиловский завод занимался переоборудованием вагонов конки под новые нужды. |
![]() Торжественное открытие петербургского трамвайного движения состоялось 29 сентября 1907 года. Корреспондент газеты газеты «Петербургский листок» описывал события того дня: «На тротуарах Адмиралтейского проспекта, против Александровского сада масса публики. Тут же на путях в два ряда десять новеньких, с иголочки, трамвайных моторо-вагонов. Проспект усыпан песком. Всюду необыкновенная чистота. Вагоновожатые в новеньких блестящих тужурках... В Александровском саду, позади фонтана, на поляне большой круглый шатёр, устланный внутри и снаружи лавровыми, розовыми и другими растениями. Здесь в ожидании гостей собралось духовенство Казанского собора». |
![]() В 9.30 началось богослужение, и священники окропили вагоны святой водой. После чего начался праздник – гости пили шампанское и произносили тосты. Первый трамвай отправился по маршруту от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару, через Благовещенский мост до пересечения 8-й линии с Большим проспектом Васильевского острова. В первом вагоне ехал городской голова Н.А. Резцов, градоначальник генерал-майор Д.В. Драчевский, председатель трамвайной комиссии А.М. Соков, главный инженер И.Р. Стецевич, на скамейках сидели члены Городской думы. Во втором вагоне путешествие совершали инженеры и представители генерального подрядчика, в третий вагон пустили журналистов. Первый рейс длился всего 7 минут. Горожане сопровождали трамвай на всем пути. |
![]() Но для полноценной работы требовалось решить еще одну проблему – разработать правила дорожного движения с учетом его нового участника. У трамваев появилось собственное расписание – движение начиналось в 7.30 и заканчивалось в 23 часа. Чтобы в вагоне не создавалась давка, кондуктор мог посадить на конечной остановке не более 34 человек. Общественным транспортом нельзя было пользоваться лицам в нетрезвом состоянии и в грязной одежде. Вагоновожатым (которых набирали из кучеров) было предписано не лихачить и подчиняться требованиям городовых. Кстати, только за 3 месяца 1907 года на городских электрических дорогах произошло 26 несчастных случаев, а в 1908 году их число достигло 261. |
Марина ТЕРПИНКОТ, фотографии К. Буллы с сайта babs71.livejournal.com
- Петербургских депутатов нелегальный секс волнует меньше, чем сохранность городского имущества
- Почему лучшими петербургскими дворниками стали женщины, хотя занимаются уборкой в основном мужчины
- Петербуржцы больше не узнают в каких квартирах живут и на чем ездят депутаты
- Первый шампунь пошел
- В Петербурге фиксируют «стабилизацию» - усиленные меры по борьбе с гриппом и ковидом больше не действуют
- Петербуржцы лишились парков минимум на месяц
- Не все петербуржцы довольны, что Петербург начали отмывать раньше обычного из-за «сложной зимы»
- Осужден мошенник, который обманывал стариков с квартирами
- Как сотрудник госавтоинспекции спасал петербуржца, который шел в Петропавловскую крепость по тающему льду Невы
- Почему доходы петербургского бюджета рухнули на 56 процентов по сравнению с прошлым годом

