18+

Как в петербургских школах собираются изучать «Основы религиозных культур»

09/09/2010

Школьников Петербурга ждет эксперимент: с 1 апреля четвероклассники начнут изучать новый предмет - «Основы религиозных культур и светской этики». Он появится в расписании пока только 20 петербургских школ. Впрочем, в Петербурге еще нет ни преподавателей нового курса, ни необходимых учебников.

                Когда на федеральном уровне выбирали регионы, в которых следует ввести новый предмет, Петербург обошли стороной. На Северо-Западе «Основы религиозных культур и светской этики» преподавали с конца прошлого учебного года в школах Вологды и Калининграда. Недавно в список «избранных» решили добавить и Петербург. В городе к такому решению были готовы далеко не все. Пока в Петербурге нет ни учебников, по которым детям предстоит изучать религию, ни преподавателей. Впрочем, до апреля должны появиться и те и другие. Штудировать новый курс доверят только четвероклассникам. Но какие именно петербургские школы станут экспериментальными, еще не известно.

– В городе есть учебные заведения, в которых основы религиозных культур преподавали как факультатив, – рассказал заведующий кафедрой социально- педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Евгений Барышников. – Скорее всего, именно в этих школах и введут новый курс. Логично было бы выбрать для эксперимента одну-две школы из каждого района города. Потом остальным учебным заведениям будет легче перенимать опыт.
Пока точно известно лишь одно: обучать детей религии будут педагоги родной школы.
 - У нас еще достаточно времени для подготовки педагогов, – уверяет Евгений Барышников. – К тому же на нашей кафедре есть специалисты, которые уже готовили петербургских учителей проводить факультативы на тему религии.
Священники или муллы в качестве преподавателей даже не рассматривались.

– У нас государство и школа отделены от церкви, а потому священнослужители не будут преподавать новый предмет, – объясняет это Евгений Барышников.
Родители школьников смогут сами определить, какую религию их дети будут изучать. Те, кого не привлекает ни одна из религий, займутся изучением светской этики. Если школьников заинтересуют сразу все направления курса, то им придется освоить основы мировых религий.

– Школа не обязана выбирать одно из этих шести направлений, – говорит Евгений Барышников. – Все зависит от решения родителей. Главное, чтобы этот выбор не сделал за них директор школы. Такое уже было в Вологде, когда большая часть учеников по решению руководства изучала основы светской этики.

Но на этом проблемы с новым предметом не заканчиваются. Так, до сих пор нет учебника, который одобрили бы ученые. Написать три религиозных пособия (кроме текста об исламе, который готовит педагог Диляра Латышина) поручили не экспертам-религиоведам, а представителям конфессий. Так, православный раздел подготовил протодиакон Андрей Кураев, буддистский – Бабу-Лама, а иудаистский – помощник главного раввина России Берл Лазара Андрей Глоцер. Изумление ученых уже вызвал рассказ Андрея Кураева о мальчике Ване, который спас котенка от собак. Ребенок объясняет на страницах учебника, что ему не было страшно, потому что с ним был Бог.

– Учебник агрессивно, в миссионерском ключе, грубо навязывает ученикам определенную религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству, – объясняет замдиректора Института философии РАН по научной работе Андрей Смирнов. – Этот учебник способен воспитать разве что средневекового начетника, но никак не гражданина свободной и творческой России, которой предстоит в XXI веке доказать свое право на существование в жестоком соперничестве с Западом. Почему такой учебник пишут совершенно случайные люди, не имеющие никакого отношения к науке?
Пока же нареканий не вызывает разве что курс по истории религиозных культур, который пишут сотрудники Института всеобщей истории РАН.

Кстати


Надежды Русской православной церкви на обучение школьников «основам православной культуры» могут и не оправдаться. В тех регионах, где эксперимент уже идет, родители делали выбор далеко не всегда в пользу ОПК. Так, в Каменске-Уральском Свердловской области 93% школьников предпочли изучать светскую этику, а не религиозные догмы. После этого с мэром города долго разговаривал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий – родителям детей предложили сделать новый выбор.                     

Катерина КУЗНЕЦОВА