Тот ужасный факт, что в 1970-х Сергей Довлатов работал в многотиражке «Знамя прогресса», вполне компенсировался тем, что по цехам его ходить никто не просил и беседовать с передовиками не посылал. Довлатов был корифеем рубрики «Пьянству – бой!», которая до его прихода в редакцию освещалась слабо и некомпетентно, а с появлением Сергея и его приятеля Сабило, которому тоже захотелось быть корреспондентом многотиражки ЛОМО, расцвела как ни у кого
Первая же Сережина публикация на эту тему произвела в парткоме фурор. Тем рабочим, которые неосторожно выпили на рабочем месте, на профсоюзных разборках читали цитаты из Довлатова. Цитаты из произведений Сабило на эту же тему никого не впечатляли.
Довлатов всегда так хорошо выглядел и так был импозантен во французской куртке Фернана Леже, что в комитете ВЛКСМ говорили пьяным комсомольцам: «Посмотри на Довлатова, и ты будешь таким, если бросишь пить». Многие старались.
У нас с Довлатовым было много общих друзей, которые жили в тех местах, где было много пунктов приема посуды. Но на Чайковского, где жил друг Саша Севастьянов, таких пунктов не было. И поэтому в Друскеникский переулок с сумками ходил Сергей, он мог унести больше всех посуды. Я с ним ходила просто за компанию.
И однажды вечером 24 апреля 1972 года мы встретили в этом приемном пункте слесаря из 52-го цеха ЛОМО, он тоже пришел сдавать посуду, но позже нас. Довлатова он узнал сразу – ему его, видимо, на территории показывали (тот, который про «пьянство – вред» пишет), пролез к нам, сумку поставил и говорит: у меня тут немного, можно к вам? Мы-то кивнули, но народ немедленно отреагировал насчет «без очереди», и мужик из 52-го цеха объясняться начал, что, мол, товарища встретил, понимать надо. Но народ все равно не угомонился и зашумел, что все мы тут товарищи, а пункт закроют скоро и многие не успеют сдать посуду, так что ты, мужик, вали в конец.
И тут Сережа заговорил своим душевным баритоном (те, кто слышал его на «Свободе», когда Довлатов уже жил в Америке, поймут): «Не надо шуметь, мы здесь, безусловно, все товарищи. По несчастью». Так красиво изложил, что все в этом пункте приема посуды ненадолго притихли.
А почему я день запомнила, так ведь это был наш редакционный праздник – день рождения нашей машинистки Люси, редакцию поздравили, как всегда, старшие партийные товарищи и особенно отметили, как они говорили, «отчерк «Обвал начинается с трещины», написанный золотым пером непьющего человека». Почитайте его – может, тоже пить не будете.
Ирина ЧУДИ
P.S.: Относительно набора шуток «Институт кривых зеркал» и реплики «Вы не вейтесь, черны кудри!». Для многотиражки ЛОМО требовался юмор исключительно на оптико-механические темы. Юмор этот очень трудный. И только у Довлатова он хоть как-то получался. Когда Довлатов ушел из редакции «Знамени прогресса», юмор из газеты ушел вместе с ним.
Обвал начинается с трещины |
- В Испании взят под стражу пенсионер, которого подозревают в связях с Россией и отправке зловредных писем чиновникам и дипломатам
- Российское "проклятье" H&M. Компания потеряла за день 8 процентов своей стоимости по результатам года
- Разбогатевший программист тратит 2 миллиона долларов в год, чтобы вернуть себе молодость, истязая себя процедурами
- Стрелки часов Судного дня встали еще ближе к полуночи. Ученые рассказали, сколько осталось человечеству до ядерной катастрофы
- Москвичи начнут строить в Петербурге «парк будущего» - инновационный центр ИТМО
- В мире есть 35 стран, где вейпы запрещены. Скоро к ним может присоединиться и Россия
- Директор ФБР об успехах Китая в области технологий: «Сперва я думаю, вау, мы можем это сделать! А потом: боже, они тоже могут это сделать»
- Алеку Болдуину не удалось отвертеться от обвинения в убийстве: актеру грозит несколько лет тюрьмы
- Бот с искусственным интеллектом получил проходной балл на университетском экзамене в США
- Богатые снова плачут. Однажды утром Усэйн Болт обнаружил, что на его счете не 12 миллионов долларов, а 12 тысяч