18+

Без стаканчиков на наших самолетах летать теперь нельзя

13/09/2010

На этой неделе отечественное ТВ дало лишний повод задуматься о национальной гордости великороссов. То есть в этом смысле оно всегда к услугам многоуважаемых зрителей, но тут ненароком случился шедевр.

              Самолет Ту-154, летевший из Якутии в Москву, совершил аварийную посадку в городке Ижма в Коми. Садились с внезапно отказавшей электроникой, без приборов, вслепую, на брюхо, сшибая кустики и елочки за пределами короткой взлетно-посадочной полосы. И аэропорт-то в этой Ижме увидели случайно – в окошко, стало быть. Сели, бог ты мой. Никто не пострадал. Через день к экипажу был допущен корреспондент Первого канала.
Для того чтобы снять это интервью адекватно, конечно, в идеале нужны были бы Абдрашитов с Миндадзе. Потому что одного Миндадзе (даже хорошо помня о великом фильме «Отрыв» – про разбившийся самолет) тут мало. Но сюжет и так вышел хоть куда.

То есть они уже смеялись. Кто уже мог или кто в принципе умел. Командир вот, сажавший аварийный Ту, смешливый оказался. Про то, как косили крыльями елочки, как с интересом наблюдали, нет ли, неровен час, какой-нибудь лишней техники вокруг, как мягко сел на полосу борт («как в Домодедове!»), про то, какие пассажиры «профессиональные», дисциплинированные попались («и никакой паники!»), – обо всем этом рассказывали с прибаутками. Понятно, адреналин, постшоковое состояние.

Штурман-то как раз оказался мужчиной серьезным, неулыбчивым. То есть, как говорится, «юмор понимать может», но отпустит его, видимо, еще не завтра. Вот он и выдал «хит». Как, спрашивается, с отказавшей электроникой выровнять борт относительно горизонта? А чего там, дело нехитрое, выход нашли. В пластиковый стаканчик воды налить, смотреть на линию поверхности – ну и ориентироваться!..

Трагедия, к великому счастью, не случилась, а вот катарсис – да. Потому что этот пластиковый стаканчик вполне годится на роль национальной идеи.

Собственно, это многим сразу стало понятно. И летчикам – вслед за премудростью про стаканчик они единодушно, на выдохе, выдали резюме: «чудо случилось». И авторам сюжета – они позволили себе написать хороший, стилистически точный закадровый текст, даже не без эдаких литературных изысков в народном духе. В контексте слащавого официоза Первого канала человеческая интонация резанула слух. Отвыкли. И оператору: финальный план – летчики выходят из здания аэропорта. Двигаясь чуть наискосок – и на камеру. И – разумеется – снято с нижнего ракурса. Так уходят только герои, только в историю.

Их, конечно же, наградят. Так и надо, а как же! Отличные парни отличной страны. Только вот кто из нас удивится, если отныне отказ техники в воздухе будет предложено считать досадной помехой, но никак не серьезной проблемой, которую нужно решать срочно, во что бы то ни стало – на земле? И ждать долго не пришлось, сразу после сюжета о героях: «принято решение продолжать эксплуатацию Ту-154» – и модели как таковой и даже – того самого чудом выжившего борта. У вас стаканчик пластиковый найдется в хозяйстве? – ну и летайте себе! Нет такой страны, которая не нуждалась бы в героях и чудесах. Но есть страна, которая может надеяться только на них.

С другой стороны, в самом деле, что же еще телевизионщикам и показывать, как не настоящих героев. Как президент страны честно пытается насупить брови после очередного теракта во Владикавказе? Или как премьер репетирует «мудрую лукавинку» во взгляде? «Его добрые глаза светились мудрым лукавством» – это пионеры писали про Ильича в школьных сочинениях. А премьер всего лишь позволил себе невинную застольную шутку в валдайской резиденции, и еще одну: «Неужели вы правда думаете, что Лужков отдавал кому-то жирные куски?» – да ведь это ирония, как пить дать. А вот теперь фирменный прищур великих вождей, и – снято: икона стиля. Роскошный план, что и говорить, можно вклеивать в любую программу. Но эфир на этом долго не удержать.

В передаче Дмитрия Быкова «Картина маслом» тоже «не нашли повода не выпить»: отметили 20-летие со дня выхода на экраны знаменитого фильма Станислава Говорухина «Так жить нельзя». Не сговариваясь, участники программы, вспоминая о том, как впервые посмотрели судьбоносный фильм, говорили, что просмотр начинался (сопровождался, завершался) щедрой выпивкой. Тут, впрочем, сговариваться и не надо, дело нехитрое.

Размышлениями делились Сергей Корзун, Александр Политковский, Сергей Станкевич, Юрий Васильев (журналист и блогер) и другие. Вышло поучительно. Отменно загорелый Говорухин картинно (а пожалуй что и «масляно») каялся, дескать, простите меня, люди, супостат я отечеству своему, я, я всех науськал на державу великую, в запустении пребывавшую и захиревшую временно, а через мое окаянство она и захирела окончательно. Тут же соколом взвился Виктор Илюхин, скромный депутат Госдумы (впервые, кстати, смотревший подозрительную картину вместе с группой товарищей в КГБ СССР). Двадцати лет как не бывало – аж помолодел.

Ничего нового о том, как именно «жить нельзя», в картине Говорухина товарищи из органов не увидели (кто бы спорил), а виновата во всем русская интеллигенция. Есть мнение. Говорухин радостно возопил: «Проститутка!» (это как раз в знак согласия с предыдущим оратором, подкрепив мнение известной ленинской цитатой), вскочил на своего любимого конька и совсем уж было поскакал в светлую, свободную от господ демократов даль, но Быков его немножко стреножил.

Нужный получился разговор, товарищи. Правильный. Побольше бы таких… «Так жить нельзя» было сказано двадцать лет назад о том, что знали и за двадцать лет до этого. Просто тогда стаканчик был наполовину пуст. А пару дней назад те трое посадили вслепую борт на брюхо, людей спасли. И стаканчик оказался наполовину полон. Тот же самый стаканчик.                    

ранее:

Чем Cirque du Soleil отличается от советского цирка
ТВ заговорило о «большой российской мечте»
Стоит ли смотреть «Гамлета» Валерия Фокина в Александринском театре?
Отечественное ТВ отметило юбилей Бродского в стиле Налича
Существо, названное на ТВ «звездой», и есть звезда
На отечественном ТВ стало больше ток-шоу. К чему бы это?
Стоит ли смотреть новый спектакль Андрея Могучего – «Изотов»?