16+

«Приятно, когда мочат того, кто вчера был неприкасаем»

20/09/2010

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

Чтобы те зрители, которые не застали информационные войны второй половины 1990-х годов, могли составить собственное впечатление, как это происходило, ТВ с 10 сентября дает мастер-класс. Сначала НТВ, а потом и два главных телеканала мочат Л. «Дело в кепке» показали на НТВ сначала 10 сентября вечером, потом в ночь с 10-го на 11-е, потом 14 сентября в 10.30 утра. К 18 сентября добрались и до Батуриной – ей посвятили фильм «Дорогая Елена Николаевна».


               Особо стоит отметить материал «России 24» о сносе памятников архитектуры в Москве, который был показан 12 сентября. Вдруг прозревший телеканал, ранее не слышавший протесты защитников, заявил, что под предлогом реконструкции в столице уничтожают исторические здания. А ответственность за снос авторы фильма возложили на московские власти.

Правда, действуют аккуратно, потому что пилить сук, на котором сидят сразу все, никто не станет. Водят пилой в воздухе и бросают в глаза телезрителям старые опилки. Но и такого давненько не было. Получилось занятно. Приятно, когда мочат того, кто вчера был неприкасаем. Поневоле начинаешь фантазировать и о других.

Понятно, что если бы Л. хотели снять, то давно сняли бы без помощи НТВ и других. Но решили, что лучше сперва раздеть, обмазать дегтем, а затем вывалять в перьях и уже в таком макияже отправить в отставку. После пожаров всю накопленную ненависть к власти должен, по замыслу кремлевских кураторов ТВ, принять на себя Л. со своей женой-миллиардером. Это очередное партийное поручение.

Одновременно благодаря Л. канализируется витающая в WWW тема борьбы премьера и президента (первый якобы не хочет, а второй якобы хочет снять Л. с должности), что вносит интригу еще и в монотонный сюжет их перманентного пребывания в кадре. По этой же причине обоих постоянно вставляют в формат «Клуба кинопутешествий» – в статике кремлевских кабинетов оба выглядят скучно. А тут и динамика путешествий, и внимающий народ, советы и обещания, а теперь еще и мифическая борьба из-за Л., которая больше всего напоминает борьбу правой и левой рук для придания сюжету большего динамизма, а будущим выборам – хоть какой-то интриги.

И в этом государственном деле роль ТВ как никогда важна: служить Отечеству источником визуальных имитаций, о которых писал В. Пелевин в романе «Generation «П»» (1998). Поэтому Ника Стрижак в своих телеокошках час обсуждает острейшую тему: «Почему буксует борьба с коррупцией?». Простой ответ (потому что с коррупцией борются коррупционеры) тут никого удовлетворить не может, поэтому обсуждение длится час. В разных передачах говорили и о Химкинском лесе, и о пропавшей грече, и о ценах, и о милиции-полиции, и о чем только не говорили, но все понарошку, потому что три ключевые темы табуированы всерьез: положение на Кавказе, РПЦ, Путин. А если не касаться этих тем, то все будет имитацией.

Кстати, управляемая смелость постановки проблем и заострения вопросов, разумно ограниченная условиями и стимулируемая потребностями конституционной монархии (а управляемая демократия – это и есть конституционная монархия), – из этого растет публицистический стиль современного российского ТВ. И в частности, битва с Л. Возможность всласть полаять на того, на кого укажет хозяин, – разве это не желанная свобода СМИ?

Из прочих впечатлений недели остановлюсь на двух: «Школа злословия», куда была приглашена Наталья Горбаневская, и сериал «Морские дьяволы-4». И то, и другое на НТВ. Горбаневскую (1968 год, диссиденты, демонстрация восьми на Красной площади против ввода войск в Чехословакию) показали в 1.15 ночи. Раньше нельзя. 
Зато «Морские дьяволы-4» стоят в прайм-тайм. Но и здесь бывают любопытные нюансы. Все чаще врагами оказываются некие не называемые или даже называемые прибалты, которые ненавидят русских и посильно вредят России. Мне рассказывали, что в американских фильмах чудовища-насекомые появились вынужденно: толерантность и политкорректность завели в тупик, и отрицательные персонажи любой национальности были запрещены.

В «Морских дьяволах» вместо жуков и пауков – англоговорящие телеприбалты.
Вот сюжет одной из серий под названием «Забытые», которая попалась мне на отчетной неделе (показана 14 сентября). Неназываемое прибалтийское государство, подземный объект, оставшийся от времен СССР, что-то связанное с химическим оружием. 20 лет в этих катакомбах находится группа русских. Что они делали – неизвестно, авторы фильма не придумали. Объект явно не частный, находится в ведении государства (северный сосед, но не Финляндия, потому что в недавнем прошлом территория СССР). Теперь русских пленников из этой зоны не выпускают, завозят еду раз в неделю и держат, как в тюрьме, а убегающих убивают. Вроде бы с объектом связаны планы каких-то химических диверсий против России… А после очередного неудачного побега одного из пленников прибалты решают убить всех русских. Однако тут возникает наш спецназ, группа «Тайфун», наши родные Батя, Бизон и Гном, и они втроем мочат всех плохих и освобождают хороших.
Главная мысль проста: русские – хорошие, прибалты – плохие. Так что на НТВ даже боевики другим концом выполняют важную работу: служат Отечеству.                       

ранее:

«Картина маслом», напугавшая даже писателя Ыкова
Зачем наше ТВ усилило летом «развлекательную составляющую»
Как ТВ породило и погубило осьминога Пауля
ТВ проявило беспощадность к продуктам питания
ТВ нашло настоящего русского в лице Вассермана
«Школа это инкубатор, где просто держат детей»
«Идеология Михалкова – это любовь к Путину в порядке госзаказа»








Lentainform