16+

ТВ объяснило, почему Лужков не ушел сам

18/10/2010

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

Постоянная, изнурительная и непосильная для ТВ задача – лепить образ большой политики из протокольных съемок и интервью, в которых официальные лица говорят и одновременно не говорят ничего. В итоге получается пародия. Истекшая неделя это подтвердила.


                    Ключевая фраза: «Я утратил к нему доверие», – которую ТВ повторило много раз, с каждым разом звучала все смешнее. Кремлевские так привыкли к условности игры в политику, что перестали замечать наигрыш. А заодно утратили чувство юмора, что продемонстрировала история с червяком на кремлевской тарелке, найденным тверским губернатором и сразу запущенным в твиттер.

В самом конце 1969 г. в журнале «Москва» был опубликован исторический детектив Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны». Тесно связанному с КГБ писателю еще и хотелось выглядеть чуть ли не диссидентом. Поэтому особенностью детектива были разного рода «фиги в кармане», разбросанные по тексту и касающиеся не той, а нашей жизни. Одна из «фиг» бросалась в глаза: «Появилось некое новое, невиданное раньше понятие «правдолжи», когда, глядя друг другу в глаза, люди, знающие правду, говорили друг другу ложь, опять-таки точно понимая, что собеседник принимает эту необходимую ложь, соотнося ее с известной ему правдой» (Москва. 1969. № 12. С. 144).

Это определение вспомнилось на отчетной теленеделе, особенно в тот уникальный момент, когда одновременно на Первом канале в программе «Познер» и на НТВ в «Нереальной политике» (Канделаки – Колесников) появились В. Платонов, председатель Мосгордумы, и В. Ресин, и.о. мэра Москвы. 

После всех разоблачений оба не просто защищали, а апологетически воспевали Лужкова. Платонов объявил, что не признает ни одно из обвинений в адрес Лужкова, что вся критика не соответствует действительности, что о коррупции в Москве даже думать смешно – ее нет и не могло быть. А на вопрос Познера, чем, по мнению Платонова, руководствовался Медведев, выражая недоверие, Платонов ответил: «Не знаю». И при этом сделал мимический знак, из которого следовало, что это «правдоложь».  

Ресин выбрал такие же правила игры: «Я захожу к Лужкову со своим мнением, а выхожу с мнением Лужкова», «Лужков всегда прав», – тягучим голосом гундосил Ресин свои афоризмы, словно не полностью выйдя из полусонного старческого состояния. То есть Ресин уже после смещения Лужка высоко оценил всю строительно-архитектурную деятельность в Москве. «Памятник Петру мне нравится», «У Лужкова хороший вкус». А единственное, что стоит изменить в лужковской Москве, чтобы довести ее до совершенства, – это дислокацию памятника Петру. «Всем показалось, что я выступил против Лужкова, но это не так, – заявил Ресин. – Я за Лужкова». Вспомнилась фраза из «Горя от ума»: «Что за тузы в Москве живут и умирают!».

Тина Канделаки в силу относительно юного возраста все же пыталась добиться чего-то членораздельного на тему уничтожения исторических памятников в Москве, поскольку многочисленные доказательства демонстрировали целый месяц, начиная с 10 сентября. Но тут Ресин и вовсе использовал хитрый прием: «Мы с архитекторами вместе, а решают они», – был ответ. «Они все решают, а мы с архитекторами вместе». Кто «они», так и осталось непонятным. Интервьюеры сидели и делали вид, что берут интервью.

Самым смешным оказался последний ответ Ресина. Поскольку Тину научили, что концовка должна быть оптимистической, она спросила: а о чем вы мечтаете, когда ложитесь спать? Сначала Ресин задумался, потом слегка улыбнулся, потом признался, что не знает, как ответить… И, наконец, сказал: «А ни о чем. Спать хочется». В итоге ему даже врать стало скучно.

А главным героем теленедели стал Церетели. Важнее проблемы на неделе не было. «Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «Пусть говорят» на Первом (в зале В. Тюльпанов, А. Дугин, А. Митрофанов – лучшие умы России), передачи на НТВ и Пятом – все было посвящено Церетели. Трудно вообразить, каких денег стоила бы платная реклама такой продолжительности. При этом никакого смысла обсуждения не несли, обсуждать было вообще нечего, хотя все старательно делали вид, что обсуждают проблемы государственной важности.

Сам Церетели изображал из себя художника, далекого от мирских проблем, играл «блаженненького» и говорил, сидя в «окне в Париже», о творческих планах, одновременно что-то рисуя и делая вид, что вообще не понимает, почему вдруг схватились за его Петра. С ним же разговаривали так, будто он и на самом деле не понимал, хотя понимали, что он понимает, в то время как он не только понимал, но и, делая вид, что не понимает, понимал, что все понимают, что он лишь изображает, что не понимает.

По этой же причине ТВ упорно именовало Петрика «академиком», хотя всем давно ясно,  что «академик» – это действительный член РАН. Но прекрасно это понимая, все равно именовали академиком, брали у него интервью, в ходе которых он что-то поджигал, а потом продукт горения жадно поедал, одновременно кладя охулку на Нобелевский комитет… И ТВ, желая обострить несуществующий конфликт в связи с претензиями Петрика на украденную у него Нобелевскую премию, все это обильно показывало. И только в программе Марианны Максимовской нобелевский лауреат Гейм, наконец, назвал Петрика юродивым. Но Гейм потому и иностранец, что не умеет играть в нашу любимую игру – «правдоложь».

Что же до Лужкова, то на минувшей неделе после ряда передач, в первую очередь «Вестей недели», стало хотя бы ясно, почему он, нарушив дисциплину, не ушел в отставку добровольно. В истории осталась реплика Н. Лескова министру И. Делянову в ответ на предложение об отставке: «Нет, не подам! Увольняйте сами. Это пригодится... для некролога, моего и... вашего». Именно для украшения политической биографии Медведева Лужков и оказал умеренное сопротивление. Потому что нужна борьба хотя бы с кем-то, одержанная президентом.                        

ранее:

Памятник Петра I работы Церетели надо переплавить…

Как отечественное ТВ пережило антилужковскую оттепель
Приятно, когда мочат того, кто вчера был неприкасаем
«Картина маслом», напугавшая даже писателя Ыкова
Зачем наше ТВ усилило летом «развлекательную составляющую»
Как ТВ породило и погубило осьминога Пауля
ТВ проявило беспощадность к продуктам питания








Lentainform