16+

Выгодно ли доверяться службам доставки?

01/11/2010

Выгодно ли доверяться службам доставки?

Надоело мне поднимать на третий этаж без лифта тяжелые пакеты с продуктами, и я решила выяснить, как в городе обстоят дела с доставкой продуктов на дом.


                     По логике клиентуру доставщиков должны составлять пенсионеры и инвалиды. Но выяснилось, что услуга востребована у состоятельных, но занятых людей. А вот пенсионеры и инвалиды пользуются ею в последнюю очередь. Для них это слишком дорогое удовольствие.

Большинство служб доставки открывают сайты с каталогами разной степени обширности. Но есть и такие, которые расклеивают объявления по подъездам, предлагая потенциальным клиентам распечатки с ассортиментом.
Валерий Михайлин основал подобную контору четыре года назад. «Я сидел без работы, ходил вместо жены в магазин и однажды обратил внимание на то, как бедные женщины таскают эти огромные пакеты из «Карусели» домой. Люди, которые живут в двух шагах, просто везут до дома тележки из гипермаркета. А все остальные идут с этими пакетами пешком или даже едут на автобусе. Мне стало их жалко, и я решил им всем помочь. Ну и заработать заодно».

Первая клиентка появилась на следующий день после того, как Валерий расклеил объявления. Ею стала мать-одиночка, работавшая операционной сестрой в больнице. Потом позвонили еще несколько женщин, а дальше уже заработало сарафанное радио, и Валерий оброс клиентурой.

Поначалу его работу можно было сравнить с тимуровским движением. Он получал заказы, закупал продукты, доставлял их и брал за услуги 100 рублей – в случае мелких покупок. При покупке от 1000 рублей доставка была бесплатной.
«Я пробовал разные варианты налаживания этого бизнеса. Сначала решил «докручивать» собственные наценки на продукты, купленные в супермаркете. Но клиентам не нравилось, что продукты стоят дороже, чем в магазинах. То есть они готовы платить за доставку, только бы продукты не дорожали. Это, видимо, какой-то психологический аспект. Мне, конечно, попадались люди, которые просили купить им палку колбасы или две бутылки пива и готовы были заплатить в два раза дороже, просто потому что самим лень вечером выходить из дома. Но таких меньшинство».
Михайлин изучил ассортимент большинства питерских  гипермаркетов и начал искать собственных поставщиков. Оказалось, что в Ленобласти много небольших заводов, производящих колбасные и молочные изделия, которые не могут договориться с  гипермаркетами о поставках.

Валерий оформил индивидуальное предпринимательство и купил в кредит грузовичок. На продукты, купленные оптом на областных предприятиях, он делал наценку чуть ниже стандартных гимермаркетных 15 – 20 процентов. Но поставляемая им продукция все равно была дешевле, чем в сетевых магазинах.

«Я много, конечно, шишек на этом набил, поскольку раньше к торговле вообще не имел никакого отношения. Зато сейчас могу нормально обеспечивать семью. Самое интересное, что я уже начал обслуживать и клиентов из других районов. При этом у меня до сих пор нет сайта, а объявления я не расклеиваю уже давно. Меня передают из рук в руки. Каталоги, разложенные по почтовым ящикам, тоже помогают».

Компании, предлагающие доставку продуктов на дом, делятся на две категории. В первую входят те, кто доставляет обычные продукты. Их каталоги мало чем отличаются от ассортимента супермаркетов. Вторая категория объединяет фирмы, доставляющие эксклюзивную продукцию: фермерские мясо, молоко и овощи, продукты для диабетиков, специи, деликатесы.

Большинство фирм, занимающихся доставкой в рамках первой категории, работают по той же схеме, которой изначально пользовался и Валерий Михайлин. То есть их поставщики – гипермаркеты и универсамы. Доставщики заключают с ними договоры и получают скидку на товары. Далее они делают уже свою наценку для клиентов – обычно она составляет от 5 до 10 процентов. В целом получается, что закупать продукты через доставщиков выгоднее и удобнее, чем самим ходить в магазин. Однако есть ряд нюансов.

Во-первых, принцип организации самой доставки. Некоторые компании обозначают на своих сайтах минимальную стоимость покупки. И разброс здесь большой – от 500 до 3000 рублей. Это значит, что если клиент такой фирмы сделает заказ на меньшую сумму, он останется без продуктов. Или заплатит за доставку.

Цена доставки у всех разная – от 120 до 600 рублей. Кто-то оговаривает, что при «при заказе на сумму 1500 рублей доставка бесплатная», кто-то сообщает, что за доставку платить придется в любом случае. Ее цена будет зависеть от района, из которого был сделан заказ, и от веса покупок. Некоторые службы вместо районов ориентируются на расстояние, которое преодолел курьер, – то есть включают счетчик, как в такси.

Во-вторых, большинство людей, предпочитают сначала увидеть то, что покупают. В течение месяца я проводила эксперимент и заказывала мясо в разных службах доставки. Всего служб в моем списке было 8. Три из них привезли мясо, от которого я отказалась, сомневаясь в его свежести. Еще четверо доставляли не совсем мой заказ: вместо 800 граммов говядины привозили килограмм или даже полтора, ссылаясь на то, что мясо фасуют поставщики и сложно найти именно тот вес, который мне нужен. Не говоря уже о том, что нужную часть туши тоже не всегда отыщешь. Короче говоря, из 8 служб только одна привезла мне ровно то, что я заказывала.

То есть получается, что через доставку или не получится заказать ровно то, что нужно, или не получится уложиться в минимальную сумму заказа. И выход из этой ситуации только один: отправляться в магазин лично.

Но плюсы у доставки на дом тоже есть. Это все-таки экономия. Гипермаркеты сознательно устроены так, чтобы покупатели тратили деньги экспромтом. Переходя от прилавка к прилавку, даже имея на руках необходимый список продуктов, люди все равно делают спонтанные покупки: вдруг захотелось мороженого, или торт показался очень симпатичным. Каталог фирмы, доставляющей продукты, помогает всего этого избежать.

Еще крупные доставщики внедрили систему скидок и бонусов для постоянных покупателей. В результате покупки можно делать на 15 – 20 процентов дешевле обычного.

Ну и, конечно, самый существенный плюс заключается в том, что покупателю не нужно самому таскать пакеты с продуктами.

Другая категория доставщиков – те, кто делает эксклюзивные заказы. Они работают с узким кругом клиентов, но зарабатывают не меньше тех, кто доставляет продукты из гипермаркетов.

Несколько лет назад мой приятель Дима подсел на все «зеленое». Он сделал у себя дома экологически-чистый ремонт за безумные деньги, пересел с машины на велосипед и вступил в организацию по защите дикой природы. Единственное, от чего он не смог отказаться, так это от поедания животных. То есть мяса, птицы и дичи. Но они должны быть экологически чистые.

Сначала Дима сам закупался органическими продуктами у фермеров Ленобласти. Потом на рынок постепенно вышли компании, поставляющие на дом продукцию наших фермеров. Их пока мало. Но то, что открываются все новые и новые службы, доказывает, что людей вроде Димы становится все больше, и услуга по доставке фермерских продуктов востребована. И это – несмотря на то, что она не из дешевых.
Скажем, говяжья вырезка в гипермаркете стоит 450 рублей за килограмм. Через службу доставки фермерских продуктов она обойдется уже в 600 – 800 рублей. Курица – 350 рублей за килограмм, молоко, которое долго не хранится, – 75 рублей за литр. Доставка при этом осуществляется бесплатно при заказе от 1500 рублей.

Есть в городе несколько индивидуальных предпринимателей, которые возят продукты из Финляндии. В основном они пасутся в различных социальных сетях. Их обширная клиентура позволяет осуществлять несколько десятков заказов в неделю. Поскольку Россия отменила для своих граждан «правило повторного въезда», бизнес по доставке финских продуктов в Питер значительно расширился.

Везут в основном рыбу, молочные продукты и сезонные фрукты-овощи. Но часто поступают заказы и на вино. По словам одного из доставщиков, вино, купленное в финском Alko по 6 – 8 евро за бутылку, по качеству лучше столовых вин, продаваемых у нас по 450 рублей за бутылку.

Тем не менее, заказывать продукты из Финляндии – дорогое удовольствие. Доставка обходится обычно рублей в 350 – 500 плюс минимум 5-процентная наценка на сами продукты.

Помимо этого, в Петербурге работают компании, которые доставляют на дом экзотические специи, крупы, соусы, продукты, не содержащие глютена (для людей с аллергией на клейковину), деликатесы, включая белужью икру и т.д.
Все эти компании работают со своими поставщиками напрямую, поэтому продукты у них достаточно дешевые. Не говоря уже о том, что многое из того, что они привозят, в городских магазинах просто не купить.

В целом оказалось, что доставка на дом  способна немного скрасить жизнь. Но пользоваться ею постоянно неудобно. Поэтому по-прежнему приходится ходить по магазинам.                            

Катя ЩЕРБАКОВА











Lentainform