16+

Зачем Михалков показывает «заднюю поверхность бедра»?

01/11/2010

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

Собянин взошел, что ТВ показывало подробно и долго, но и старик Батурин забыт не был: на отчетной неделе НТВ показало «Дело в кепке»-2, в «Вестях недели» прошел большой сюжет, фактически самостоятельный фильм «Московские прииски», посвященный коррупции, и, наконец, на закуску был еще фильм Аркадия Мамонтова из цикла «Специальный корреспондент».


                     С одной стороны, увлеклись настолько, что забыли: анализ московского фрагмента современного режима показывает, как устроен современный режим, взявший от ельцинского десятилетия худшее. Но, с другой стороны, образ Лужкова выполняет сейчас ту же функцию, которую у Сталина выполнял Троцкий: главный враг народа, к которому 20 лет прикрепляли все провалы и неудачи. Не случайно суд не принял у Батуриной иск к НТВ: нельзя мешать важной работе. Смысл же работы прост: надо объяснить простым людям, почему дальше разговоров дело в нулевые не сдвинулось, почему коррупция выросла, свободу не удалось поменять на порядок и так далее. Значит, кто-то мешал, враги не дремали, и вот они, кстати: старик Батурин, жена его, толстая, наглая и противная, а далее окружение. Вор на воре. Хотя фильм «Дело в кепке»-2 оказался довольно скучным, подробности бизнеса Лужкова – Батуриной представили наглядно, показав роль всех компонентов: фирмы «Интеко», Банка Москвы, принадлежавшего московскому правительству, и всех департаментов этого правительства, которые работали на «Интеко». 

«Московские прииски» продемонстрировали механизм коррупции и воровства и некоторые наглядные пособия по этой теме: префекта Южного округа, вора и взяточника, некоего Егиазаряна, депутата Государственной думы, он был лучшим другом Лужкова, получил от Дойчебанка кредит, не вернул, удрал. Особенно забавно прозвучали риторические вопросы, произнесенные с похоронным пафосом: кому и зачем потребовалось разрушать Москву подлинную? Хотя гораздо актуальнее другой риторический вопрос: а куда смотрели 10 последних лет, упорно не замечая, во что превращалась Москва?

Мамонтов же сосредоточился на Тирольских Альпах, на поместье Батуриной в Австрии, на 70 млн евро, инвестированных в пятизвездочный отель и гольф-клуб. Закадровый голос: «Эти деньги можно было инвестировать в России». И полиэкранный монтаж: снизу уничтожение исторической Москвы, сверху тирольский отель. А потом общий вид поместья Лужкова в Подмосковье. А затем признания бывшего префекта Северного округа Хардикова, скрывающегося от Батуриной в Литве: Батурина маниакально преследовала цель стать богаче английской королевы. И вывод: Москва для них – дойная корова. И еще более общий: авантюристы всех мастей захватили Москву. Прозвучало двусмысленно, но разоблачения всегда опасны.

На отчетной неделе ТВ могло бы транслировать трехчасовую речь Ходорковского в суде, но не использовало эту возможность. Только на Рен ТВ в 23.45 в новостной программе М. Осокина Ходорковский мелькнул секунд на пять. Лишь было сказано, что он говорил три часа, а о чем – для телезрителей осталось тайной. С МБХ и его пятисекундным мельканием связана утвержденная Кремлем градация врагов. МБХ – враг нехороший, который, если его через год выпустить на свободу, может помешать запланированному благоденствию до 2024 г. А подвергать угрозе благоденствие страны – это уже преступление. Старик Батурин – враг любимый и полезный, пусть гуляет на свободе, читает студенткам лекции за рубль в месяц, ездит в Австрию к жене и аккумулирует на себе все вскрытые преступления…

Другой характерный экспонат стабилизировавшегося режима отмечал на отчетной неделе свой некруглый юбилей. ТВ в связи с этим подарило шедевр – фильм на «России» под названием «Живет такой «барин»». Необычный психологический автопортрет.
Начало фильма: долгий проезд на катере по реке, сам в плавках и капитанской фуражке сосредоточенно рулит, старательно играя образ мачо. За этим следует долгая демонстрация Михалкова в тренажерном зале, демонстрация физической формы. Про мышцы он готов говорить бесконечно, как и про необходимую гибкость позвоночника. Затем следует подробная лекция о растяжке задней поверхности бедра. И в этой любви к своему телу вообще и особенно к собственной заднице нельзя не увидеть культа здоровья, который у Михалкова связан с тем, что Канетти в знаменитой книге «Масса и власть» (1960) называл параноидальной страстью пережить всех своих врагов.

Не случайно к мачизму и демонстрации здоровья и силы в его рассказах была обильно добавлена тема агрессии: рассуждения о своей ярости, о том, как он бывает страшен, как он когда-то кого-то ударил, так что лопнула кожа на лице и брызнула кровь, как он любил в детстве смотреть за кулисами цирка на диких зверей, наслаждаться их мощью, яростью, «запахом зверя». А потом стрельба по тарелочкам, потом конюшня и верховая езда, наконец, теннис… Как будто Михалков сдавал перед камерой зачет по ГТО. И, конечно, поверх всего – гордость богатством и барством. И тщательная демонстрация отсутствия интеллигентности – за этим Михалков следит особо.

В общем, как и в случае с «Москвой по-лужковски», давно ТВ не показывало столь яркого (само)разоблачительного документа. Мачизм, агрессивность, бравада, наглость, демонстрация наглого барства – вылезло все. И еще цинизм: с потоком сознания вынесло замечательную фразу, которую он произносит про себя, а по случаю фильма вслух: «За что же мне, мерзавцу, Ты так сделал хорошо?» Этот вопрос Михалков кокетливо задает Богу. Кстати, несмотря на весь мачизм, женственное начало в нем очень сильно, как и в каждом хорошем актере: желание понравиться, пококетничать со зрителем, продемонстрировать гибкость позвоночника и идеальную «заднюю поверхность бедра» – оно нутряное, неодолимое. Михалков – жеманная кокетка, об этом и получился часовой фильм.                          

ранее:

ТВ объяснило, почему Лужков не ушел сам
Памятник Петра I работы Церетели надо переплавить…
Как отечественное ТВ пережило антилужковскую оттепель
Приятно, когда мочат того, кто вчера был неприкасаем
«Картина маслом», напугавшая даже писателя Ыкова
Зачем наше ТВ усилило летом «развлекательную составляющую»
Как ТВ породило и погубило осьминога Пауля








Lentainform