На минувшей неделе мировая пресса увлеченно обсуждала биографию, деловые связи и лоббистские возможности ректора Санкт-Петербургского горного института Владимира Литвиненко, который собирается инициировать многомиллиардную сделку на глобальном рынке минеральных удобрений. В этом он уже заручился поддержкой премьера Владимира Путина.
Владелец холдинга «Фосагро», член Совета Федерации Андрей Гурьев не случайно всего полгода назад упросил Владимира Литвиненко возглавить совет директоров этой минерально-химической компании. Люди в окружении Литвиненко говорят, что за последние 5 – 7 лет ректору предлагали разнообразные должности в самых высших эшелонах власти – и министра энергетики, и министра природных ресурсов, и даже портфель одного из руководителей «Газпрома». Но, как утверждают осведомленные источники, он неизменно отказывался, предпочитая всем этим креслам руководство вузом и критику деятельности властей в сфере разработки полезных ископаемых. Но сенатору Гурьеву удалось уломать ректора Литвиненко принять руководство советом директоров «Фосагро». О том, зачем компании был нужен столь влиятельный лоббист, выяснилось только сейчас.
Как оказалось, «Фосагро» (объединяет производителей минеральных удобрений на Урале и Кольском полуострове) разработало целую программу «захвата» мирового химического рынка. Если холдинг Гурьева добьется своей цели – Россия станет на этом рынке практически монополистом. Известно, что все крупные сделки с участием влиятельных российских компаний визируются либо у вице-премьера Игоря Сечина, либо у самого главы правительства. Именно Литвиненко оказался тем самым лоббистом, который представил предложения «Фосагро» Путину.
Ректор Горного института говорит, что премьер поддержал идею Гурьева, которая заключается в следующем. Крупнейший в мире производитель калийных удобрений – канадская Potash Corp – сейчас выставлена на продажу. Ее собираются купить один из крупнейших в мире горнопромышленных концернов BHP Billiton, среди претендентов есть и китайские компании. Однако Литвиненко предложил Путину перебить все предложения и добиться слияния «Фосагро» и Potash, которая, к слову сказать, стоит около 43 миллиардов долларов. В результате объединенная компания будет первым в мире по размеру производителем калийных удобрений и вторым – фосфорных. Литвиненко говорит, что в сделке может участвовать не только «Фосагро», но и «компании агрокомплекса, а также те, у кого есть свободные средства» (цитата по Reuters).
Чтобы выполнить план ректора Горного института, нужно потратить не менее 20 миллиардов долларов. В сделке должны участвовать как иностранные, так и российские банки, говорит Литвиненко. Путин и Сечин уже предложили рассмотреть идею государственным банкам. Практика показывает, что обычно госбанки охотно откликаются на просьбы, исходящие из этих кабинетов.
В пресс-службе правительства историю с «Фосагро» не комментируют. Но нельзя не заметить, что российские компании уже дважды пытались штурмовать мировые рынки, оба раза – неудачно. Первый раз «Северстали» отказали в покупке европейского сталелитейщика Arcelor, а потом Сбербанк не смог купить Opel.
Лоббистский потенциал Литвиненко
С 1995 года Владимир Литвиненко входил в совет Санкт-Петербургского регионального отделения движения «Наш дом – Россия» – председателем совета этого отделения был Владимир Путин.
В 1997 году Путин защищал в Горном институте диссертацию, научным руководителем который был Литвиненко.
В 2000 и 2004 годах руководил избирательным штабом кандидата в президенты Путина по Петербургу.
Горный институт поддерживает партнерские отношения практически со всеми нефтегазовыми и горнопромышленными компаниями России. Многими из них руководят выходцы из Петербурга.
Что такое «Фосагро»
Второй в мире производитель фосфорсодержащих удобрений.
Выручка в 2009 году – 57 миллиардов рублей.
Холдинг планирует IPO примерно на $1 миллиард в конце 2011-го или начале 2012 года.
В холдинг входит комбинат «Апатит» в Мурманской области. История с приватизацией 20 процентов его акций и выполнения инвестпрограммы стала спусковым крючком для первого уголовного дела Ходорковского – Лебедева.
Комментарий
Инвестбанк «Тройка Диалог»: «Мы не склонны считать предлагаемую сделку возможной хотя бы потому, что "ФосАгро" совершенно несопоставима по размеру с PotashCorp. Возможности привлечь требуемую сумму у нее тоже нет. Расплатиться акциями тоже едва ли будет возможно. Только если объединить "ФосАгро", "Уралкалий" и "Сильвинит" (два других крупнейших российских игрока на рынке удобрений) в одну компанию (она стоила бы $25 – 30 млрд) и объединить все источники их финансирования, то лишь тогда появится отдаленная возможность выставить заявку на приобретение PotashCorp. Если PotashCorp – крупнейший производитель калийных удобрений и ведущий член Canpotex – будет куплена, то в российских руках окажется ни много ни мало 65% мировой торговли. Впрочем, на данном этапе мы не считаем такое развитие событий вероятным».
Евгений НИКИТИН
- Купить и продать валюту в России можно теперь только с существенными ограничениями. Рассказываем об основных
- Вячеслав Володин спросил по-ленински: с кем вы, мастера культуры?
- Сергей Лавров: "Перебесятся наши западные партнеры"
- «Мы не можем забираться на броневик». Почему Яндекс не стал громко обозначать свою позицию в конфликте?
- Способен ли Абрамович остановить спецоперауию на Украине
- Международные санкции к Банку России означают финансовую войну с тяжелейшими последствиями для всех
- О чем Россия и Украина пытались договориться за столом переговоров?
- Как теперь будут летать по миру россияне. И главное - на чем?
- Что имел в виду Путин, отдавая приказ перевести силы сдерживания армии в особый режим несения боевого дежурства?
- Медведев: у России появилась возможность восстановить важные институты, типа смертной казни