16+

Почему мы не спешим отказаться от изживших себя домашних телефонов

01/12/2010

Почему мы не спешим отказаться от изживших себя домашних телефонов

Мировая тенденция последних лет – стационарные телефоны вытесняются мобильниками. Да еще как! В Восточной Европе больше 40 процентов семей отказались от этого пережитка прошлого и пользуются только компьютером и сотовыми телефоны. У наших северных соседей финнов и вовсе более 60 процентов граждан забыли про домашние телефоны. В Китае еще два года назад люди массово начали расторгать договоры с оператором фиксированной связи – по миллиону человек в месяц!


                В США из-за кризиса от домашних телефонов отказался каждый пятый житель. Оно и понятно: говорить по сотовому дешевле и удобнее. А через Интернет и вовсе можно общаться бесплатно. Но, вопреки прогрессу и здравому смыслу, петербуржцы по-прежнему цепляются за изобретение Белла и не расстаются с домашними телефонами.

В Петербурге уже есть все условия, чтобы горожане отказались от стационарных домашних телефонов – дешевые тарифы сотовых операторов (около 60 копеек за минуту), массовое подключение к Интернету (почти 70 домохозяйств города), десятки компаний, предоставляющих услуги альтернативной телефонной связи. Но у петербургского филиала «Северо-Западного Телекома» (СЗТ) все равно два миллиона абонентов. И количество вновь подключенных год от года не уменьшается, а только увеличивается – за последние пять лет на пять процентов.

– Сказывается менталитет горожан, – уверен генеральный директор информационно-аналитического агентства «Неделя сотовых технологий» Денис Кусков. – Многие уже и не пользуются домашними телефонами. Но по советской традиции телефон в квартире должен стоять на тумбочке. И молодым поколениям это представление передается по наследству.

Есть и еще ряд причин, помимо советской привычки, почему петербуржцы не расторгают договоров с СЗТ. Во-первых, боязнь остаться без связи в экстренной ситуации. Например, этим летом во время ураганов вышки сотовых компаний вышли из строя. Позвонить можно было только по стационарным телефонам.

Правда, домашний телефон в подобном случае тоже может подвести. Ведь для работы большинства современных моделей  нужно электричество, которое отключается еще чаще, чем сотовая связь.

– Кроме того, в экстренные службы удобнее звонить именно со стационарных телефонов, а не с сотовых, – говорит Денис Кусков. – Например, если вы вызываете скорую помощь, то с городского номера по 03 попадете сразу на районную станцию, а с мобильника только на городскую, где вам скажут семизначный номер районной и нужно будет звонить по нему. А это потеря драгоценного времени.

Есть еще и проблема рассогласованности сотовых операторов – в Петербурге до сих пор нет единого телефонного номера экстренной помощи для звонков с сотовых телефонов. Например, абонентам «Мегафона» нужно набирать – 112, МТС – 010, «Билайна» – 01, 001 или 112, а «Теле2» -  01 или 01*. А как звонить с городского, мы все знаем с детства – 01, 02, 03.

Третье ограничение, не отпускающее людей от СЗТ, – квартирная сигнализация. Большинство абонентов уверены, что провести ее с использованием телефонной линии – самый простой и доступный способ. Но охранные предприятия уже давно предлагают установку систем, которые передают данные о взломе с помощью GSM-сигнала (как мобильные телефоны) или даже по телевизионному кабелю.

Из-за своей консервативности петербуржцы упорно не хотят замечать альтернативных способов стационарной связи. В итоге доля СЗТ на рынке подключений нового жилья к телефону составляет 93 процента. Вторгнуться в старый фонд сторонним компаниям еще сложнее.

В Петербурге всего две-три фирмы, кроме СЗТ, предлагают провести обычную телефонную линию в квартиру. Однако их цены не отличаются от предложений СЗТ. «Телеком», например, за безлимитку берет 370 рублей в месяц, «ПетерСтар» – столько же, а «ВестКолл» берет на 10 рублей меньше. Обслуживает тот же «ПетерСтар» в итоге лишь жилой комплекс «Славянка» и несколько адресов на Васильевском острове и Петроградской стороне.

– Если люди не видят разницы в цене, то зачем им подключаться к каким-то новым компаниям, отказываясь от проверенного СЗТ, пусть даже с его вечными очередями и регулярными повышениями тарифа, – объясняет аналитик.

Другое дело IP-телефония. Тут хотя бы можно сэкономить, если звонить в другие города и страны. Просто если пользоваться обычными телефонными линиями, то все звонки за пределы Петербурга будут осуществляться через «Ростелеком» или МТТ. Двум компаниям нет нужды особо конкурировать и снижать цены.

IP-телефония – это способ связи не по телефонным проводам, а через Интернет, что позволяет значительно снизить расценки. Но кто же о ней знает, кроме специалистов?
– Десяток компаний, которые предлагают эту услугу, непрофессионально ее продвигают. Да и все продвижение обычно сводится к поквартирным обзвонам – «Не хотите ли подключить телефон?». У людей возникает логичный вопрос: зачем им еще и новый телефон, если у них уже есть старый? – рассказывает Кусков. – А о преимуществах IP-телефонии доходчиво потенциальным клиентам никто не рассказывает. Никто, например, в рекламных целях не устанавливает IP-телефоны в квартирах бесплатно. А, не попробовав новый вид связи, потребитель и не переходит на него.

Звонки в другие города и страны – главный стимул отказаться от обычного телефона. Или, в крайнем случае, от услуг госкомпаний. Благо есть несколько альтернатив.
Прежде всего, это звонки через интернет-сервис «Скайп». Общение с другим пользователем программы абсолютно бесплатно, за вызовы на мобильники и стационарные телефоны придется заплатить, но гораздо дешевле, чем при обычном звонке со стационарно телефона. «Скайп» – самый известный «интернет-телефон». Но в Интернете полно аналогов. И некоторые сайты предлагают полностью бесплатные звонки на городские и мобильные телефоны, разве что с ограничением по времени и количеству вызовов за день или за месяц.

Более распространенный в Петербурге вариант – звонки по карточкам. При таком способе связи на самом деле используется тот же принцип. Только сначала надо «дозвониться» до Интернета.

– В Петербурге подобные услуги предоставляет около десяти операторов, раньше было больше, но такие переговоры не самый востребованный вид связи. В городе он популярен, скорее, среди гастарбайтеров, которые часто звонят на родину. В расчете на них, кстати, вводятся выгодные тарифы на общение со странами СНГ, – говорит Денис Кусков.

И, наконец, собственно IP-телефония – без карточек и сторонних программ. В квартире можно установить IP-аппарат, который будет подключен не  к телефонной розетке, а к интернет-модему, и звонить по нему как по обычному телефону.

– Единственный недостаток IP-телефонии – качество связи зависит от загрузки канала, к которому подключены абонент и его оператор, – предостерегает аналитик.
Стоимость минуты звонка на питерский телефон будет сопоставима с расценками сотовых операторов. Но общение с иногородними и иностранными абонентами почти по ценам «Скайпа».

Однако петербуржцы практически не пользуются IP-телефонами. Их доля среди частных абонентов Петербурга составляет всего 1–2 процента. Все-таки цифровые технологии пока не очень понятны и потому не слишком востребованы горожанами, привыкшими к радиофизике обычных телефонов.

Кстати
Чтобы уменьшить расходы по оплате телефона, можно приостанавливать договор с «Телекомом» на время вашего отсутствия дома, например, когда летом вы уезжаете жить на дачу или отправляетесь в длительный отпуск.                    

Елена МИХИНА








Lentainform