16+

О размножении школьного планктона

13/12/2010

О размножении школьного планктона

Недавно на очередном бессмысленном совещании я совершенно неожиданно встретил мою бывшую ученицу, выпускницу 1993 года, ныне завуча одной из московских школ. Мы долго и радостно болтали, вспоминали прошлое, рассказывали о себе, а когда я спросил ее о начавшемся учебном годе, она вдруг нехорошо усмехнулась и выдала вот эту фразу: «Учебный год у нас — девять месяцев, прямо как беременность, с приличным токсикозом, потому что тошнить начинает уже на первых неделях».


                  Заканчивается процесс превращения школы в выхолощенную, утратившую исходный смысл бюрократическую структуру. Одним из самых знаковых событий в этом аспекте был выход в свет никем особо не замеченного и не оцененного «Единого Квалификационного справочника» (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593). Он определяет, в частности, требования к работникам образования, которые конечно же «направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности…» и проч., и проч. Что же это за требования?

Директор и завуч, например, должны иметь «высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет».

Вот так-то, закончил что-нибудь эдакое, модно-менеджерское, пять лет проработал офисным планктоном в какой-нибудь управе, и — пожальте бриться — директор школы или завуч, главный сеятель разумного, доброго, вечного.

С точки зрения чиновника все логично: и завуч и директор — управленцы, а чем именно управлять не так уж принципиально, что пивной палаткой, что школой. А то, что такой завуч или директор попросту не смогут ни дать оценки работы учителя, ни оказать ему методическую помощь, это уже дело десятое.

Судя по этому же справочнику, и учитель теперь нужен совершенно другой. Нет, педагогическое образование ему иметь желательно, хотя и не обязательно. Должностные обязанности в принципе остались те же, а вот то, что он должен знать, выглядит несколько странно. Сто семьдесят слов, перечисляющих самые разнообразные вещи, включая теорию управления и умение пользоваться браузерами, а вот по поводу знания своего предмета всего лишь три слова: «основы общетеоретических дисциплин…».

Помню результаты анкетирования старшеклассников, когда их попросили перечислить качества хорошего учителя. Первые места там заняли такие качества, как «глубокое всестороннее знание своего предмета, чувство юмора и чувство справедливости». Ну а учителя с «основами общетеоретических дисциплин» дети попросту засмеют.
Даже для учителя педагогическое образование теперь не обязательно, можно просто пройти переподготовку (качество которой нам всем прекрасно известно), и вот уже вчерашняя кладовщица берется преподавать все что угодно и, будучи засмеяна учениками, становится… методистом. (Я вовсе не утрирую, таких примеров знаю десятки.)

Министр собирается сокращать учителей. Что же, все логично. Если убрать из школы учителей, а оставить тех, кто соответствует новым квалификационным требованиям, управлять оставшейся массой будет гораздо проще.

Тем более что за последнее десятилетие качественный состав работников школы кардинально изменился. Когда-то это были: директор (1 чел.), завуч (1—2 чел.) и учителя (много). Теперь хорошим соотношением администрации и учителей является соотношение 1 к 3!!! На каждых трех учителей один администратор! И, поверьте, это далеко не предел! Штатные расписания школ раздуты ненужными должностями. Когда-то все радовались их появлению, этими деньгами можно было поддержать учителей, распределяя между ними нехитрые обязанности этих работников. Но вот уже несколько лет, как от школ требуют, чтобы эти должности занимали «физические лица». Они и занимают. Школы кишат людьми, к обучению детей отношения не имеющими, занятыми в основном бумаготворческими делами. Этакий «школьный планктон». Они-то, видимо, и останутся в школе. Вот только кто детей учить будет?

В унисон Квалификационному справочнику звучит новое положение об аттестации педагогических работников, приказ Минобрнауки № 2009 от 24.03.2009. Теперь все учителя, не имеющие высшей или первой категории, будут один раз в пять лет сдавать письменный экзамен на соответствие занимаемой должности. Что же будет проверяться на этих экзаменах? Да все то, что перечислено в справочнике: «приоритетные направления», «нормативные акты», «методика воспитательной работы», ну и, может быть, некие «основы общетеоретических дисциплин…».

Учитель с развитым чувством юмора и обостренным чувством справедливости такую аттестацию пройдет вряд ли, а вот школьный и чиновничий планктон — наверняка. И именно они проводят то, что амбициозно названо «модернизация школы».

Вот от всего этого и тошно. Даже Год учителя не в радость, слава Богу, что кончается. Что он нам принес хорошего, этот год, впервые в истории России провозгласивший категорический императив учителя? Если отбросить высокопарно-патетическое пустословие ответственных и полуответственных чиновников — ничего. Все с точностью до наоборот. Учитель должен был стать целью, а стал средством. Средством реализации чиновничьей схемы модернизации школы.                         

Василий Вашков, завуч.Москва (russia-today.ru)





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform