16+

Удельный парк под угрозой уничтожения

15/12/2010

Удельный парк под угрозой уничтожения

Территория этого выявленного в 2001 году объекта культурного наследия неуклонно сокращается. Если будет реализован проект прокладки автотрассы вдоль Выборгской ветки железной дороги, то культурное наследие останется только на бумагах КГИОП.


                   Отдали землю – застроят

Главная беда Удельного парка в том, что он не имеет точных кадастровых границ, это позволяет бизнесу легко вторгаться на территорию памятника – объясняет депутат ЗакСа Константин Сузенко, который обеспокоен судьбой парка. Организация, управляющая парком, – ОАО «Удельный парк» со 100-процентным участием города, не вмешивается в дела, связанные с распределением земли. Она занимается текущим обслуживанием территории и существует за счет бюджетных субсидий. 

Коммерческое освоение Удельного парка начиналось около 10 лет назад. Вдоль Коломяжского проспекта выросли торговые комплексы «Рамстор», «Леруа Мерлен», «Карусель». Вскоре позади торговли появилась объездная дорога, ее прокладывали с нарушениями закона, легитимный статус она приобрела задним числом, в этом году, после принятия поправок в Генеральный план Петербурга. Потребовалась трансформаторная подстанция – построили и узаконили проектом  планировки весной 2010 года.

Основные события по ликвидации общедоступного парка происходят в его северной части. И здесь все начиналось безобидно. Тепличное хозяйство «Цветы» (оно указано на картах Петербурга 1990-х годов) занимало 3,5 гектара территории, некогда принадлежавшей Земледельческому училищу, для которого и создавался Удельный парк. Но «Цветы» не входили в охраняемую зону парка. Поэтому, когда несколько лет назад тепличное хозяйство разорилось, алгоритм был обычный: определение границ земельного участка, приватизация, застройка.

Воодушевленная этим примером, в бой вступила тяжелая артиллерия. В1980-е годы северо-западнее Удельного парка был построен комплекс НИИ кардиологии. Пробивка улицы Аккуратова, казалось бы, отрезала медицинские корпуса от парка, но врачей, делающих действительно уникальные операции, не могут остановить такие проблемы.

22 декабря 2009 года правительство Петербурга постановлением  № 1526 утвердило проект планировки территории площадью 5 га под объект здравоохранения и социального назначения. Он будет размещен на территории Удельного парка. Существуют разные версии, что это будет за объект, говорят, что там постоят коттеджи для VIP-пациентов НИИ.

По нашим данным, городские власти обещали кусок Удельного парка «Газпрому» для  петербургского «Зенита». Когда- то клуб арендовал у парка небольшую территорию под учебно-тренировочную базу с одним полем и двухэтажным корпусом. Теперь поля уже два, строится третье, сейчас речь идет об  оформлении в собственность «Зенита» арендованных им 5 гектаров. После такой приватизации футбольный клуб станет владельцем  единственного пруда в Удельном парке.

Наверное, для «Зенита» и этого не жаль, тем более что купание в пруду давно запрещено. Удивляет, что землю передают в собственность. Представим себе вполне возможную ситуацию – владельцы «Зенита» решат перенести базу в другое, еще более удобное место. Судьба участка очевидна, он не вернется к парку, а станет предметом интереса девелоперов.

Под большим вопросом будущее соседнего с зенитовской базой стадиона «Спартак». Сейчас его использует скромное профсоюзное спортивное общество «Россия», которое постоянно отбивается от потенциальных инвесторов.

В открытых источниках существует информация о подготовке активно поддерживаемого властями проекта «Городка сказок Винни-Пуха» на площади 11 га, прилегающего к железной дороге и Богатырскому проспекту. Но и без него главная угроза Удельному парку пришла с другой стороны.

                   Магистраль  № 7

Роковой сюжет для Удельного парка сложился постепенно. Еще в Генеральном плане  Петербурга 2005 года нарисована скоростная автотрасса через Удельный парк вдоль железной дороги, которая разрезала объект наследия без всякой историко-культурной экспертизы. Когда проходили публичные слушания по Генплану, на это не обратили внимания. Может быть, потому, что в защиту Удельного парка не сложилась постоянно действующая группа  активистов.

Последствия проявились 30 июня 2010 года, когда городской парламент принял изменения в закон «О зеленых насаждениях общего пользования». Вместо единой территории площадью 151 гектар  Удельный парк разбит на два участка. Первый – между Богатырским пр., линией Выборгской железной дороги и Фермским шоссе – составляет 94 га. Кстати, про западную границу этого участка парка, ранее выходившего к Коломяжскому проспекту, в законе ничего не сказано. Второй участок обозначен точнее – между Удельным проспектом, линией Выборгской железной дороги, Богатырским пр. и  пр. Энгельса. Эта участок имеет площадь 17 га. Итого, парк потерял 39 га, или около четверти своей исторической территории.

Но если сложить все кардиологические, зенитовские, спартаковские гектары, получится только 15 гектаров. Остальные 24 га Удельного парка собираются принести в жертву будущей автотрассе с инфраструктурой (см. схему). Депутат Константин Сухенко уточняет, что к ширине землеотвода для автомобильной трассы – 70 м надо прибавить полосу отчуждения Октябрьской железной дороги – 50 м, в итоге получается 120 метров. После вырубки такого коридора парк перестанет существовать.

В заключение – два официальных документа для сравнения. В учетной карте по объекту культурного наследия Удельный парк (подробнее см. справку), составленной в КГИОП 21 октября 2010 года, то есть после изменений ОЗНОП, указаны прежние границы парка, иными словами, единая охраняемая территория составляет 151 га.

26 октября 2010 года депутат Константин Сухенко получил ответ на свой запрос от председателя КБДХ Бориса Мурашова. В нем говорится, что проектирование и строительство магистрали № 7 «от Арсенальной набережной до Выборгского шоссе с мостом через Неву» предусмотрено постановлением правительства СПб № 379 от 14 апреля 2009 года. Проектирование и строительство было намечено на 2012 – 2015 годы, но на ближайшие два года денег на эти работы не выделено.

Возможно, теперь после того, как России отдали проведение чемпионата мира по футболу, ситуация изменится. Зенитовская база в Удельном парке обязательно понадобится для тренировок участников чемпионата мира по футболу. Если она сейчас не отвечает стандартам ФИФА, то к 2018 году ее доведут до ума. И магистраль № 7 к тому времени окажется очень нужна.

Справка

Удельное земледельческое училище было основано в 1832 году «для обучения мальчиков из среды удельных крестьян передовым приемам хлебопашества с целью создать прослойку смотрителей общественной запашки». Училище получило 90 десятин земли для практического обучения, позже надел дважды расширялся. В 1860 году садовый мастер К. Геккель провел работы по благоустройству, создав лесопарк с пашней, теплицы и оранжереи. Через несколько лет училище закрыли,  его земли вскоре стали Удельным парком.  В 1870 году через него проложили железную дорогу. С 1934 по 2004 год он назывался Парк Челюскинцев. Сейчас это ландшафтный парк с лугами в западе и парадной террасой на востоке. Предметами охраны являются планировка, гидротехнические сооружения, павильоны и мосты.

Комментарий

Александр КАРПОВ, директор центра экспертиз ЭКОМ:

– Удельный парк – единственную большую зеленую территорию между двумя огромными спальными районами, можно и нужно спасти. Там сочетаются природный и рукотворный ландшафты, что соответствует понятию «природного парка» в федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях». Это наиболее логичный статус для Удельного парка.

В подобном режиме охраны нуждаются порядка 100 старинных парков в Петербурге и его окрестностях.  Основная угроза паркам в том, что сейчас невозможно сформировать территорию общего пользования как единый объект недвижимости. По федеральным законам парковые сооружения – стадион, павильон и т.д. – должны быть отдельными объектами недвижимости. Это приводит к разрушению управления и отрезанию кусков парковых территорий.

Вадим ШУВАЛОВ





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform