16+

Как появился садомазохизм

31/01/2011

СЕРГЕЙ БАЛУЕВ

Президент Медведев расстроил общественность - в Давосе сказал, что инвестор «может получить срок, как Ходорковский», если не будет соблюдать законы. Это шокировало наблюдателей, потому что раньше президент высказывался так, что они думали, что он сторонник Ходорковского, но тайный. А теперь, получается, изменил своему слову.


                    Дальше логика у них была такая: тот, кто отказывается от своих слов, – слабый политик. В подтверждение того, как эффективно соблюдение слов, они рассказывали историю про Вэнь-гуна, который осадил город Юань. И для его взятия назначил трехдневный срок. Но через три дня город не пал. Вэнь-гун приказал отвести войска.

Приближенные уговаривали Вэнь-гуна не делать этого.
– Еще день-два, и Юань будет наш, – говорили они.
– Не отвести войска – значит подорвать к себе доверие, – отвечал Вэнь-гун. – Стоит ли этого Юань?
Конец у этой истории благостный. Узнав о том, как твердо Вэнь-гун держит свое слово, жители города сказали: «Такому правителю можно сдаться». И сдались.
Проблема в том, что мы живем не в Юане.

Представим, что наши городские мужи и дамы изучили бы эту достоверную историю и решили бы следовать ее духу. Что бы тогда было с постройкой стадиона на Крестовском, с Орловским тоннелем и прочими городскими перспективами? Все это пришлось бы забросить.

Но, слава богу, можно почитать не только Лао Цзы, но и Макиавелли, который ставил вопрос прямо: должен и правитель держать слово? И отвечал: ни в коем случае, если это вредит его интересам. Такой совет, писал Макиавелли, был бы недостойным, если бы все люди честно держали данные ими слова. Но поскольку это не так, то и с ними надо поступать соответствующе.

Нюанс – хотя нет необходимости следовать добродетелям, но полезно выглядеть обладающим ими. Более того – надо не только казаться, но и быть таковым на самом деле. При этом, внутренне сохраняя готовность, проявить и противоположные качества. То есть надо по возможности не отдаляться от добра, но при надобности не чураться зла.

Что же делать с наблюдателями, которые не понимают таких простых истин? Переубеждать? Примерно так спрашивали у американского ученого Эрика Хоффера. Хоффер отвечал: выбирая между убеждением и принуждением, эффективный политик всегда выберет принуждение. Потому что убеждение – метод дорогой, неудобный и абсолютно ненадежный.

В общем-то, эту теорию Хоффера знали еще древние. Например, однажды уважаемый вельможа по имени Авад привел в дом вторую жену. Это обстоятельство не понравилось его первой жене. Видя недовольство первой супруги, либеральный Авад воздействовал на нее словом, приводил примеры полигамных соседей. Все было без толку – старая жена изводила новую. Авад долго боролся с собой, но в итоге перешел к мерам физического принуждения.

– Что ты делаешь, Авад! – закричала старая жена, когда муж ударил ее в первый раз.
– Я помогаю тебе через страдания достичь просветления. А себя испытываю на способность оставаться просветленным, доставляя тебе страдание.

Некоторые утверждают, что именно так и появился садомазохизм.                     

ранее:

О чем надо думать, перелезая через сугроб
Что было главным в год Тигра
Почему народ любит провокаторов, но не всех
Прилично ли играть в сексуальные игры с «Газпромом»
Почему послание Медведева признали неудачным
Советовался ли Медведев с Путиным, когда говорил про застой
Нелогичность Путина можно объяснить с помощью теории











Lentainform