Печальное известие пришло на петербургскую землю: распоряжением правительства РФ от 20 января 2011 г. № 45-р, которое подписал В. Путин, генеральным директором федерального государственного бюджетного учреждения «Российская национальная библиотека» назначен Антон Лихоманов.
Начал он свою деятельность в Публичной библиотеке с должности библиотекаря в 1981 г., в 17 лет (учился на вечернем на истфаке ЛГУ), в 1987 – 1990 гг. работал в Куйбышевском райкоме ВЛКСМ, потом был заместителем директора по АХО, зав. отделом, наконец, замом генерального по организационной деятельности. В общем, административно рос под руководством В. Зайцева, предыдущего генерального, который умер 27 октября 2010 г., и вырос в нового директора.
Антон Лихоманов входил в ту созданную Зайцевым команду, которая – о чем я много раз писал, начиная с 1991 г., и что обосновывал многими фактами, – упорно превращала и в итоге превратила удобную научную библиотеку в студенческую читалку. С плохими каталогами, огромным количеством всяческих неудобств для читателей, крайне плохо продуманным делением фондов между старым и новым зданиями, плохим комплектованием (особенно газетами и иностранными книгами и журналами) и очень долгим сроком обработки книги.
Мне рассказывали, что именно Лихоманов придумал разделить русский журнальный фонд на две части – по 1950 год и после него – чтобы обеспечить посещаемость нового здания (для отчета перед начальством в Москве), поскольку журналы после 1950 г. давали 80% валовой выдачи. А то, что это разделение создало немыслимые неудобства для читателей, занятых именно научной работой, что при этом время выдачи журналов увеличилось с 15 минут до 2 часов, так кому это интересно?
Если выразиться метафорически, В. Зайцев был растянувшейся на 25 лет неизлечимой болезнью Публичной библиотеки – РНБ, а А. Лихоманов, как мне представляется в моем воображении, – это один из метастазов той 25 лет прогрессировавшей болезни.
Вообще этим назначением Москва показала, насколько мало в ее глазах значение РНБ, второй по объему фондов библиотеки России – если гендиректором уникального учреждения, имеющего статус НИИ, можно назначить небольшого ранга библиотечного чиновника, не имеющего имени в научном мире, у которого вышла всего одна более или менее научная книга (в 1997 г.), а также две забавные брошюры «Как обеспечить безопасность библиотеки» (2002) и «Противодействие идеологии терроризма и библиотеки» (2005). Этим назначением Москва дала понять, что РНБ как не имела при В. Зайцеве заметного научного, культурного, общественного статуса, так и не должна иметь в будущем.
У меня даже возникает предположение, что это назначение сделано «под заказ» – под полный вывод библиотеки из зданий на пл. Островского – Садовой ул. и на наб. Фонтанки, 36, на Московский пр., к Парку Победы, где скоро к нелепому и неудобному новому зданию (в котором зимой очень холодно, а летом очень жарко) пристроят вторую очередь. А понятно, что чем ниже статус директора, чем его научный вес меньше, тем вывод книжного собрания и освобождения драгоценной недвижимости в самом центре города легче осуществить.
К тому же после создания многих неудобств (вроде деления фонда Центральной справочной библиотеки на две части или перевозки на Московский пр. фонда иностранных журналов и книг при оставлении каталога на эти фонды в старом здании) в главное здание библиотеки почти перестали ходить читатели. Их почти нет! И это станет еще одним аргументом в пользу зачистки здания. Так что у назначения г-на Лихоманова, по моим личным подозрениям, может быть и конкретный экономический смысл.
И тогда в историческом здании откроют, наконец, отель.
Кстати, вполне логично, что Императорская публичная библиотека находилась на Невском пр., возле Александринского театра. А библиотека, директором которой является А. Лихоманов, будет сильно ближе к окраине города, в Московском районе. Каждому свое.
Правда, по имеющимся данным, директором РНБ мог стать военный-ракетчик. Не то полковник, не то генерал. Так что Лихоманов еще не худший вариант.
Михаил ЗОЛОТОНОСОВ, фото zyalt.livejournal.com
- Петербургских депутатов нелегальный секс волнует меньше, чем сохранность городского имущества
- Почему лучшими петербургскими дворниками стали женщины, хотя занимаются уборкой в основном мужчины
- Петербуржцы больше не узнают в каких квартирах живут и на чем ездят депутаты
- Первый шампунь пошел
- В Петербурге фиксируют «стабилизацию» - усиленные меры по борьбе с гриппом и ковидом больше не действуют
- Петербуржцы лишились парков минимум на месяц
- Не все петербуржцы довольны, что Петербург начали отмывать раньше обычного из-за «сложной зимы»
- Осужден мошенник, который обманывал стариков с квартирами
- Как сотрудник госавтоинспекции спасал петербуржца, который шел в Петропавловскую крепость по тающему льду Невы
- Почему доходы петербургского бюджета рухнули на 56 процентов по сравнению с прошлым годом