16+

В Петербурге новые образовательные стандарты никто не может понять

07/02/2011

В Петербурге новые образовательные стандарты никто не может понять

На прошлой неделе Владимир Путин поговорил с министром науки. Из разговора стало ясно, что даже Путин не понял, что за реформу средней школы затеял Фурсенко. Реформа должна затронуть все уровни среднего образования. Уже принят новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для начальной школы. Он вступит в силу 1 сентября 2011 года по всей стране.


                     Главное нововведение в жизни начальной школы – обязательная внеурочная деятельность в объеме 10 часов в неделю (по 2 часа допзанятий в день). Каждая школа имеет право самостоятельно разрабатывать свою дополнительную программу. В качестве факультативов могут быть спортивно-оздоровительные занятия, пение, танцы и т.д.

Стандарты для общей школы (5 – 9-й классы) еще проходят экспертизу. Учебную программу, которая должна была вступить в силу в 2015 году, также хотят дополнить внеучебной деятельностью.

Наибольшее возмущение вызвал проект ФГОС для старшей школы. Минобрнауки из трех вариантов этого стандарта выбрало тот, который написал коллектив авторов во главе с гендиректором издательства «Просвещение» Александром Кондаковым. Этот вариант фактически предусматривает революцию в образовании. Авторы решили оставить для старшеклассников всего 4 обязательных предмета: «Россия в мире» (смесь из истории, обществознания, географии и культурологи), физкультура, ОБЖ и выполнение индивидуального проекта. Остальные предметы – по выбору на минимальном уровне (интегрированный курс) или более углубленно.

Из шести групп (русский язык и литература, родной язык и литература; иностранные языки; математика и информатика; общественные науки; естественные науки; искусство или предмет по выбору) ученик сможет выбрать 1 – 2 предмета. В общей сложности углубленно можно будет изучать не более 7 предметов, еще три курса – на профильном уровне, остальное – более поверхностно.

Вот эти идеи и вызвали вопросы у Путина. Премьер сказал, что он любит спорт, но «если эксперты решили сделать физкультуру единственным обязательным предметом в школе, мне кажется, они перестарались». Фурсенко в ответ пообещал, что стандарт начнут апробировать только в 2013 году, и до 2020-го школьники и их родители могут поберечь свои нервы.

Однако учителя не успокоились и пытаются понять, как на практике будут применяться новые стандарты. В Петербурге особенно ценятся эксперты, которые побывали на обсуждении реформы в Москве. Таких немного. В их числе профессор РГПУ им. Герцена Елена ПИСКУНОВА, которая представляла результаты экспертизы стандарта, которую делал РГПУ, на заседании Общественной палаты.

- Почему вы делали экспертизу законопроекта для Общественной палаты, а не для Минобразования?
– Общественная палата проводила собственное обсуждение проекта (параллельно с Министерством образования. – Ю. П.) и приглашала своих экспертов, в том числе и нас. Может быть, немного странно, что само Министерство не интересовалось мнением крупнейшего педагогического вуза Петербурга. Возможно, в их разработках участвовал Московский педагогический институт, поэтому услуги Герценовского оказались не нужны.

- И какие замечания к проекту высказал РГПУ?
– У нас было очень много замечаний по характеристикам результатов образования. Если раньше для учителей писали, чему конкретно нужно обучать, какие книжки читать и какие формулы знать, то в новой концепции этого не прописано.

- Что же там написано?
– В новом стандарте прописаны другие критерии оценки их работы  – это не только успеваемость, но и личностные результаты (уровень развития личности, понимание социальных ценностей, личная позиция и т.д.) и метапредметные знания (развитие коммуникационных способностей, умение усваивать информацию). Личностные результаты и метапредметные навыки – это то, что не проверишь ЕГЭ. С другой стороны, методик, как их проверять, тоже нет.

- С чем еще сложности в стандартах?
– Практически все методисты говорят о том, что предметы, которые будут преподаваться на базовом уровне, по-прежнему перегружены.
Несколько замечаний сделали наши историки. Они не нашли в стандартах самого предмета история, вместо него в программе было все остальное – патриотизм и прочее. Сама формулировка, которой характеризуется предмет, – «представление о современной исторической науке» вызывает противоречие. Это название другого предмета, а не школьного курса истории.
Нам кажется довольно странным, каким образом новые цели образования будут достигаться за счет старой программы и учебников. Если все осталось прежним, то о чем говорить?

- К вашим рекомендациям прислушивались в министерстве?
– Общественная палата передавала наши замечания в министерство, и со многим там соглашались. Но учителей продолжают волновать совершенно реальные вопросы. Например, выделяют дополнительные 10 часов в начальной школе на занятия. Кто будет их вести, за какие деньги?

- Непонятно, будут старшеклассники после принятия стандартов учиться меньше или больше?
– Текст стандарта однозначного ответа на этот вопрос не дает. Но, во-первых, там определены (на мой взгляд, не очень правильно) три обязательных предмета. Это значит, что количество часов, которое приходится на их изучение, не может быть изменено. Все остальное – подвижно, но все говорят о том, что общее количество предметов останется неизменным. Все, что изучается сегодня в школе, – будет изучаться. Другое дело, что варьируются рамки в часах, которые приходятся на изучение каждого предмета.

- А кто будет решать – сколько часов чему будут учить?
– Ожидается, что сильным регулирующим инструментом станет родительское сообщество, которое не должно позволить лишить детей того, что им полагается. Но с родительским сообществом у нас проблемы. Немало родителей считают, что раз они отдали ребенка в школу, то она и будет им заниматься.
Есть и другой недостаток – школа остается закрытой. Да, есть сайты, мы что-то публикуем, но часто просто не можем писать на языке, понятном родителям. Те же стандарты. Ну что это за язык, если даже профессионалы не понимают!

- С 1 сентября по новым стандартам начнет учиться начальная школа. Вы понимаете, что там изменится?
– Стандарты, которые уже приняли для начальной школы, носят настолько рамочный характер, что неизвестно до конца, как они будут реализовываться. Серьезная проблема заключается в том, что есть возможность разночтений – школы могут трактовать стандарт по собственному желанию.

- В начальной школе должны формироваться дополнительные программы. Они будут платные?
– Пока все в ожидании четких инструкций, как что будет, кто за что будет отвечать и платить. Будет ли дополнительные занятия финансировать федеральный или региональный бюджет, или это вообще деньги родителей должны быть.

Справка
 
Структура учебного плана для 12 – 14-летних россиян отличается от того, что изучают их европейские ровесники. В России уделяется большое внимание изучению родного языка (19% от общей нагрузки против 15% в развитых странах), математике (17% и 14% соответственно) и естественным наукам (27% против 10%).

Аудиторная нагрузка учащихся 7-го класса (часов в неделю):

Франция – 27
Япония – 28,5
США – 29
Финляндия – 33*
Россия – 34

Хотя в Финляндии учатся всего на час меньше россиян, часть этих занятий – дополнительные, это проектная и исследовательская работа.

Количество изучаемых предметов в 7-м классе:

США – от 7 до 9
Франция – 8 – 9
Япония – 9 – 10
Финляндия – 9 – 10
Россия – 12 – 15                    

Юлия ПАСКЕВИЧ





3D графика на заказ







Lentainform