16+

Кому доверят достроить Западный скоростной диаметр

08/02/2011

Кому доверят достроить Западный скоростной диаметр

Смольный повторно объявил концессионный конкурс на строительство самой сложной части Западного скоростного диаметра – «надводной». Победитель будет объявлен уже в июле, и особых сюрпризов тендер не принесет - список претендентов известен заранее.


                  Однажды город уже подвел итоги первого конкурса на строительство примерно 12-километрового участка трассы от морского порта до правого берега Большой Невки над морским каналом вдоль Васильевского и Крестовского островов. Тогда – за несколько месяцев до начала кризиса, летом 2008 года победил консорциум, в который вошли звезды мирового строительства. Подряд достался французской Bouygues, немецкой Hochtief, петербургскому «Мостоотряду-19», а первую скрипку в этом оркестре играл «Базовый элемент» алюминиевого короля Олега Дерипаски. Грянул кризис, активы олигарха резко подешевели вместе с алюминием, и он оказался не в состоянии уплатить половину от 212,7 миллиарда рублей от стоимости «морского» участка.

Тем временем город построил около 7 километров трассы на юге города за деньги городского бюджета и инвестиционного фонда РФ, еще несколько километров будет сдано к концу 2011 года, и 25 километров в Приморском районе – к концу 2012 году. Но трасса не станет полноценной без строительства перехода через Финский залив, и этот участок, как сообщил Смольный на минувшей неделе, оценен теперь в 135,5 миллиарда рублей. Из них около 55 милиардов выделит федеральный бюджет, а все остальное инвесторам придется изыскивать самостоятельно.

Круг компаний, которые могут потянуть инвестиции в размере 80 млрд руб, довольно узок, так как рынок высокодоходного дорожного строительства на бюджетные деньги жестко поделен, говорят наши источники в Смольном. Привлечь такую сумму, а главное – превратить ее в километры мостов и дорог, могут лишь крупные госкомпании или крупные предприниматели, известные давним знакомством с ключевыми фигурами российской власти. Например, структуры, близкие к Аркадию Ротенбергу, который возглавлял клуб дзюдо «Явара-Нева», к которому имел отношение премьер Путин. Компании Ротенберга уже строят дороги в Москве и Сочи, прокладывают первые километры автобана от столицы через Химкинский лес и готовятся дотянуть эту трассу до Петербурга.

Партнеры Ротенберга по этому дорожному проекту – совладельцы компании «Н-транс» Никита Мишин, Андрей Филатов и Константин Николаев. В Петербурге они владеют контейнерными терминалами «Петролеспорт» и «Моби Дик», а также половиной в Невской концессионной компании (НКК), которая получила концессию на строительство Орловского тоннеля. Второй половиной в НКК владеют структуры, близкие к депутату Госдумы Виталию Южилину, и они же занимаются другой крупной стройкой в Петербурге – Морским фасадом на Васильевском острове.

Еще один возможный претендент на концессию по ЗСД – компания «Лидер», связанная с банком «Россия», который принадлежит другому хорошему знакомому Путина Юрию Ковальчуку. «Лидер» уже строит платную дорогу от Москвы до Минска.

Помимо «дорожных олигархов» профинансировать крупную стройку могут Сбербанк и Внешэкономбанк (тем более что оба уже кредитуют автостраду Москва – Петербург), а также ВТБ и структуры «Газпрома». С последними, правда, после коллизии с небоскребом теперь напряженно. Но, например, ВТБ имеет позитивный опыт работы в Петербурге, инвестируя в новый терминал в Пулкове и ряд девелоперских проектов, крупнейший из которых – «Набережная Европы».

Кроме перечисленных фамилий и названий компаний вряд ли какие-то еще структуры могут справиться с таким крупным и сложным заказом – что в Петербурге, что в России в целом. Да и вряд ли на этот рынок пустят новичков. Возможно, правда, что кто-то из перечисленных претендентов объединится и образует консорциум для конкурса, куда, скорее всего, будут привлечены и зарубежные компании. Если победит тяготеющий к Петербургу Южилин с партнерами, то можно судить, что Смольному удалось отстоять крупный заказ для близких к городу предпринимателей. И значит, слово нынешних руководителей города звучит достаточно веско даже для некоторых членов клуба «Явара –Нева».                               

Евгений НИКИТИН





3D графика на заказ







Lentainform