16+

Директор ГУП «ТЭК СПб»: о 13-й квитанции, отключениях воды и установках счетчиков

09/02/2011

Директор ГУП «ТЭК СПб»: о 13-й квитанции, отключениях воды и установках счетчиков

Что делать с 13-й квитанцией, когда разливы горячей воды прекратятся и почему теплосети возвращают из частных рук в государственные, Online812 рассказал генеральный директор ГУП «ТЭК СПб» Александр ИСАЕВ.


                  - Объясните, что происходит с так называемой 13-й квитанцией – доплатой за перерасход тепла прошлой зимой? Было предупреждение прокуратуры, идут суды – жители судятся с жилкомсервисами, которые эти квитанции выставили. Эта доплата действительно так была необходима?
– Во-первых, 13-ю квитанцию не мы предложили, а Жилищный комитет. Во-вторых, зима прошлая действительно была холодней, чем предыдущая. Как мы в январе 2010-го вышли на 100 градусов, так и не снижали до конца февраля, хотя обычно корректируем в зависимости от температуры воздуха. В результате – у нас значительный рост затрат, увеличилось потребление газа. Весной дебиторская задолженность у нас составила 6 миллиардов рублей. Никогда таких огромных сумм не было. Потом нам удалось снизить задолженность до 3 миллиардов. Но в конце года она опять увеличилась – до 4 миллиардов рублей.

- А как это связано с 13-й квитанцией?
– Весь этот ажиотаж в прессе вокруг 13-й квитанции сказался на платежах. Этой зимой – в декабре-январе – задолженность почти в два раза выше, чем за тот же период прошлого года. Часть людей не проплатила не только 13-ю квитанцию, но и основную.

- А сколько в общем размере неплатежей составляет 13-я квитанция.
– Процентов пятнадцать.

- Чем компенсируете недополученное?
– Вынуждены брать кредиты. Вынуждены закупать топливо в рассрочку, потому что у нас нет возможности заплатить сразу, а это удорожает поставки.

- В списке главных должников у вас ЖКС из Невского района и Красногвардейского районов. Там население хуже платит, чем в других районах?
– Я так не думаю. Все жилкомсервисы в городе – государственные компании, но не все они одинаковые. Практически все ЖКС Приморского и Выборгского районов платят. А Невского и Калининского – нет. Я считаю, что очень многое зависит от руководства районных администраций. Там, где в районах администрация контролирует процесс, там дела идут хорошо.

- Если во всех районах жители платят примерно одинаково, значит, управляющая компания собирает деньги с народа и вам не отдает?
– Зачастую именно так. Направляет их на другие цели. Там, где хорошо поставлена работа в управляющей компании, там нет проблем со сбором средств. Мы с коллегами считаем, что если услуга оказана, то платить надо. Потому что если не платить, то в беде окажется весь город – может пойти цепная реакция.

- То есть вы пытаетесь воздействовать и на население, и на жилкомсервисы методом убеждения.
– Не только, у нас есть и судебная практика. Когда доходит дело до суда, то обычно все находят деньги, чтобы заплатить.

- Отключения горячей воды больше не практикуете?
– Прокуратура против того, чтобы мы отключали горячую воду. Но это практически единственный эффективный рычаг воздействия на должников. И федеральным законом предусмотрена процедура отключения горячей воды за неплатежи. Проблема в том, что технически мы не можем отключить только неплательщиков. И добропорядочные граждане тоже пострадают. Тем не менее, летом, когда центральное отопление будет отключено, мы, возможно, возобновим практику отключений. И будем подавать иски в суд. У нас хорошая судебная практика. Так что выгоднее платить – мы легко идем на реструктуризацию долга для управляющих компаний.

- Когда вы были главой Василеостровского района, вы смотрели на все эти теплоэнергетические проблемы иначе?
– Точно так же, потому что в главы районы я пришел из «Ленэнерго». И, будучи главой района, рядом вопросов я лично занимался. И твердо знаю – если глава района, заместитель главы занимаются проблемами – коммунальными, теплоснабжения, неплатежей, то все в этом районе хорошо. А если отдать все на откуп частным управляющим компаниям – то ничего хорошего не будет, потом народ все равно идет жаловаться власти.

- Значит, вы не верите в частные фирмы на коммунальном рынке?
– Не очень верю. Вот есть частная компания в Кировском районе, на территории которой погиб ребенок, – и какие рычаги воздействия на нее у города есть? Никаких. А это неправильно.
Или, например, очень сложно сменить главу ТСЖ, чем бы он на этом посту ни занимался. Вот администрация Василеостровского района помогала переизбранию руководителя ТСЖ – и это продолжалось почти два года. В этом ТСЖ деньги собирались и уходили куда-то, только не на оплату коммунальных услуг. Я ходил на собрания ТСЖ, сначала не вмешивался, потом пришлось вмешаться, но усилий и времени для того, чтобы сменить председателя, потребовалось очень много. И когда говорят в прессе – соберитесь и переизберите председателя ТСЖ – то надо понимать, как это сложно. Должна помогать муниципальная власть, районная администрация. Поэтому реформу ЖКХ надо делать, конечно, но отдавать все на откуп управляющим компаниям и ТСЖ – неправильно.

- Вы собираетесь ставить по городу счетчики учета горячей воды?
– Сегодня федеральное законодательство требует, чтобы узлы учета были установлены в 2011 году во всех домах. Один узел учета стоит в среднем 250 тысяч рублей. Это не считая подготовки помещения.

- За чей счет это должно быть установлено?
– За счет собственника дома, за счет управляющей компании. Но платеж разбивается на 5 лет. Если в 2011 году узлы учета не будут установлены, то потом мы будем ставить их принудительно, а расходы затем покрывать за счет жильцов.

- Узлы учета – это выгодно для населения, платить после появления счетчиков за горячую воду они будут меньше?
– Кому-то выгодно. Это в новых или отремонтированных домах. Но большинству – не выгодно. Посмотрите на крыши – наледь, сосульки, это значит теплопотери в доме большие. Тепло уходит через крыши. В таких домах потери тепла составляют примерно процентов 50, а если дом хорошо утеплен, то должны составлять не более 20 процентов.

- Сколько счетчиков надо поставить в Петербурге?
– Порядка 8 тысяч только по нашим потребителям тепла.

- Главный итог 2010 года для ТЭК – возросшие неплатежи. Или были более радостные моменты?
– Итоги 2010 года по проделанной работе достаточно оптимистические. Мы закончили ремонт 2-й Правобережной котельной – она стала современной котельной. Мы сделали диспетчерский пункт на Молодежной котельной, это дает повышение надежности. В этом году заканчиваем котельную «Парнас-4». Там мы устанавливаем генераторы, она будет еще выдавать и электроэнергию. Пока для наших собственных нужд. В проекты других котельных будем закладывать выработку электроэнергии уже с выходом на общую сеть.
И самое главное – мы в прошлом году переложили 237 километров сетей. Хотя у нас в плане было только 150 километров. Почти на сто километров больше! И это влияет на надежность. Чем больше сетей мы перекладываем, тем меньше дефектов. И уже сегодня мы можем сказать, что дефектов стало меньше, чем в прошлые годы.

- Под дефектами вы понимаете разрывы труб.
– Да – то, что СМИ неправильно называют авариями. Это дефекты. Разрывы трубопровода. У нас 3,5 тысячи километров трубопроводов. Магистральных и внутриквартальных. И почти 25 процентов труб со сроком эксплуатации больше 25 лет. Это те трубы, которые надо немедленно менять. То есть работы еще очень много. Но мы гордимся тем, что сделано. И в этом году мы берем такую же планку.
И заводы-поставщики говорят нам, что резко увеличилась поставка труб. Была у нас раньше такая проблема, что подрядчики зарывали старые трубы, – но сегодня мы поставили под жесткий контроль поставку оборудования и материалов для ГУП «ТЭК».

- А вы не оговариваете в контракте с подрядчиком, откуда надо брать трубы?
– Это законодательно запрещено. Это считается коррупционной составляющей. Хотя это неправильно. Во всем мире заказчик контролирует поставки. И мы начали сейчас следить, чтобы поставлялась качественная продукция.

- Какой срок службы у этих труб?
– В 2010 году положили порядка 30 километров новых труб из полиэтилена и нержавеющей стали – касафлекс и изопрофлекс. Эти трубы рассчитаны на 50 лет. Хотя они чуть дороже, но работать с ними удобнее, и качество горячей воды повышается.

- Нельзя заранее прогнозировать места аварий?
– Мы так и делаем. Занимаемся мониторингом состояния теплосетей с вертолета – тепловизоры работают.

- Говорят, ГУП «ТЭК» снова начнет обслуживать Пушкинский и Колпинский районы Петербурга. Последние годы этим занималась частная управляющая компания «Лентеплоснаб».
– Сейчас происходит процедура подписания соглашения, по которой сети и котельные «Лентеплоснаба», которые были выделены 14 лет назад из ТЭК, возвращаются к нам обратно.

– Частная компания не справилась?

– 14 лет назад мы передали им новые трубы, котельные в неплохом состоянии. Сейчас износ сети там очень серьезный. Время показало, что приход в теплоэнергетику частного инвестора особых улучшений не принес. Частная компания не вкладывала средства в развитие, в замену сетей. А все-таки энергетика это сфера социальная. А ТЭК – это государственная компания, мы гарантируем, что вода и тепло будут.

- То есть в итоге жителям Пушкина и Колпина будет лучше?
– Уверен, лучше. Мы составим специальную адресную программу, потому что надо приводить сети там в нормальное состояние и в очень короткие сроки.

- Еще какие-нибудь территории переходят в ваше ведение?
– Сейчас на стадии принятия решения передача нам на баланс систем теплоснабжения очень большого микрорайона в Осиновой Роще, который был построен на деньги федерального бюджета для военных. Это зона теплоснабжения ГУП «ТЭК».

- Уже много было обещаний, что вот-вот, и горячую воду не будут отключать летом…
– Уже в 2010 году большую зону не отключали в качестве эксперимента – это Приморский и Красносельский районы. И в этом году планируем, что в зоне ответственности ТЭКа горячую воду отключать не будем: мы к этому готовы.

- Какие районы будут осчастливлены?
– Почти все – Приморский, Выборгский, Калининский, Невский, Красносельский, Красногвардейский. Там, где зона теплоснабжения наша. Потому что в городе не только мы – есть еще «Теплосеть Санкт-Петербурга» – дочка ОАО «ТГК-1» и «Петербургтеплоэнерго».

- Сколько лет должно пройти, чтобы вы смогли поменять все изношенные трубы?
– Если в течение пяти лет производить замену 250 километров труб в год, то мы приблизимся не к идеалу, но к более-менее нормальному состоянию. Надеюсь, 2011 год будет по объемам работ на сетях такой же, как и 2010-й.                            

Сергей БАЛУЕВ











Lentainform