В редакцию позвонили родные 15-летней Вики Боровинской из поселка Приамурский. «Помогите разобраться. Вика написала письмо на сайт президента, а ей местные чиновники устроили выволочку».
Поселок Приамурский всего в получасе езды от Хабаровска, но географически относится к Еврейской автономной области. До городских благ ему далеко. Знаменит Приамурский тем, что в течение последних 15 лет прочно завоевал репутацию хронически замерзающего – там постоянно «летят» котлы. Генпрокуратура устала получать жалобы от жителей. Регулярные пикеты и митинги приамурцев из-за коммунальных передряг заставили дальневосточного полпреда поставить его на особый контроль – как нерадивого двоечника.
Десятиклассница Вика, надежда приамурской школы, мечтает стать журналистом. Ее отличает любопытство и внимание к деталям. Придя после зимних каникул в школу, девочка заметила, что Новый год не принес абсолютно никаких перемен: в школе все так же холодно, ребята сидят на уроках в куртках. В кабинете географии на термометре было 9 градусов. Еще холоднее было в кабинете физики. Ну неужели так будет всегда?
Вечером, сев к компьютеру, Виктория нашла сайт обращений к президенту России и изложила главе государства то, что думала. О том, что учиться холодно, что жители поселка мерзнут в квартирах, из-за этого все больше детей болеют. В конце письма Вика просила президента: сделайте что-нибудь!
Месяц стояла тишина, и девочка решила, что письмо не дошло. Но в начале февраля классный руководитель Наталья Николаевна Долгова, улыбнувшись, поинтересовалась, правда ли, что она писала в Москву? Вскоре обеих пригласила к себе директор Людмила Федоровна Шуховцева, которая довольно обстоятельно выспрашивала, что конкретно было в письме.
Дальше события нарастали неотвратимо, словно годовая контрольная. Девочку с мамой вызвали в школу на разбор полетов.
– В тот день у Вики была температура, насморк, мы ее не хотели пускать, но нам велели идти, дескать, ради нее специально приедет высокая комиссия из Смидовичского района, – вспоминает старшая сестра Вики Ольга.
И они пошли. Рассуждали так: президент строит информационное общество и внедряет электронное правительство для того, чтобы жизнь на местах была открытой и менялась быстрее к лучшему. А значит, Вика все сделала правильно.
– Почему написала президенту? Я уверена, что если бы написала в орган местного самоуправления, то ничего бы не изменилось, – говорит школьница.
Поддержали ее поступок и учителя, встретившие Вику на улице: мол, ну хоть кто-то отважился подать голос...
Разговор с комиссией из райцентра состоялся за плотно закрытыми дверьми. Старшую сестру на высокое заседание в кабинете директора сначала пускать не хотели. Она настояла: Вика все-таки несовершеннолетняя.
– Из присутствовавших на «беседе» мы лично знали только директора школы, завуча и главу местной поселковой администрации Константина Жилина, – вспоминает Ольга Боровинская. Кроме них, в кабинете присутствовали три человека из жилищной комиссии районной администрации, руководитель управляющей компании поселка, главврач больницы из Николаевки и представитель ФОМС из Биробиджана. (В письме Вика упомянула и о том, что приамурцы вынуждены ездить в Хабаровск лечиться платно к узким специалистам.)
Вела упомянутую «беседу» заместитель главы администрации Смидовичского района Ольга Васильева.
– Нас пригласили «просто поговорить, разобраться в ситуации», а на деле устроили показательную порку. Члены комиссии обвиняли Вику во лжи и подтасовке фактов, в личных домыслах, изо всех сил пытались доказать, что они работают исправно, – говорит Ольга. – На нас повышали голос, не давали вставить слово, требовали от Вики неопровержимых фактов того, что в школе действительно было девять градусов.
– Как я должна была поступить? – оправдывалась Вика. – Снимать на камеру? Потом, не выдержав, расплакалась.
Глава поселка Константин Жилин предложил им «благодарить Бога, что поселок вообще не переморозили, потому что он каждое утро борется с пьяными кочегарами», а население не желает платить за тепло. «Но мы же платим!» – оправдывались «подсудимые». «А другие не платят!» – твердил глава поселка.
Во время этой «беседы» директор школы Людмила Шуховцева сидела напротив и заявляла, что Вика – врет. И показывала температурный график, который она каждое утро передает в район. Судя по нему, в школе был едва ли не Ташкент.
Все это очень напоминало детскую сказку про голого короля.
«Закрытый урок» длился два часа. Вывод районной комиссии был таков: факты не подтвердились. Вероятно, именно такой отчет уйдет в Москву. Взрослые настаивают, что ниже 16 градусов температура в школе не опускалась. И посоветовали Вике, что если ей холодно, то пусть она пишет президенту, мол, норма установлена неправильно, нужно менять законы.
Комиссия абсолютно не приняла в расчет, что письмо написал ребенок, не знакомый с тонкостями правовыми и стилистическими, который просто хотел, чтобы ситуация в школе и в поселке изменилась к лучшему.
Сестер огорчило, что на «беседу» не позвали других учеников, которые толпились за дверью. Например, Сашу Романову: «Однажды нам перед приездом комиссии из района настоятельно рекомендовали раздеться в гардеробе, а через два дня опять разрешили ходить в куртках». Или учителя географии Елену Гордееву, у которой и сейчас в кабинете всего плюс 13 градусов. «Мы стояли под дверью, хотели высказаться, но нам слова не дали»... «Разве это независимая комиссия?» – недоумевают учителя и дети.
Сейчас весь поселок обсуждает Викино письмо в Интернете. Большинство ее поддерживает.
– Комиссия просто выгораживала себя, чтобы наказать ученицу, которая посмела заявить, что не все так благополучно, как в отчетах, – говорит Ольга Боровинская.
Говорят, после отъезда комиссии весь 10-й класс был выстроен перед директором Шуховцевой для особой беседы.
Что изменилось после отъезда проверяющих?
Вика продолжает болеть. Школьники поселка Приамурский сидят в школе одетыми. А замену системы отопления обещают провести лишь после отопительного сезона.
Получается, взрослые из райцентра преподнесли школьникам свой урок, показав, что девять равно шестнадцати. На сайте отдела народного образования – цитаты из детских сочинений. «Учитель нужен каждому человеку. От него мы узнаем обо всем на свете. Он учит нас как надо себя вести». Выводы же ученики сделали свои....
– Чему тебя научила эта история, Вика?
– Теперь буду ходить в школу с диктофоном...
Она еще не передумала быть журналистом.
Ирина Степура, rg.ru. Фотография с сайта as.baikal.tv
- Петербуржцы рассказали о «подарках», которые дарят чиновникам
- Таможенники ответят за клип о своей веселой и роскошной жизни. Смотрите ВИДЕО
- Как прокуратура проверяет доходы государственных служащих
- Мэр Алматы претендует на лавры Мутко «фром хиз харт». Смотрите ВИДЕО
- Самые влиятельные люди в петербургской культуре в 2010 году
- Жизнь "иноагентов" сделают в России такой же невыносимой, как "лишенцев" в эпоху Сталина
- Поменяйте слово «русский» на «блек пипл» или «еврей». Чем это отличается от расизма?
- Телефонные мошенники никуда не делись! Они уже украли у нас 3 с лишним миллиарда рублей
- Наследники российских вождей подрастают и занимают важные посты
- К 2024 году в Петербурге не останется «замороженного» долгостроя. Так сказал Путин
- Петербуржцев стало на 6 тысяч меньше. Нас теперь 5 миллионов 378 тысяч
- Отказ Смольного от проекта «Мегалайна» лишил Петербург более чем 15 тысяч рабочих мест
- Смольный предпочел видеть в Горской яхт-центр, а не деревню айтишников
- Рынок IT-специалистов: вакансий все меньше, желающих все больше
- Купить и продать валюту в России можно теперь только с существенными ограничениями. Рассказываем об основных
