16+

Что мешает чиновникам отказаться от соли на дорогах

17/02/2011

Что мешает чиновникам отказаться от соли на дорогах

Ежедневно, поскользнувшись на льду, десятки петербуржцев попадают в больницы и травмпункты. Под конец тяжелой зимы одна из питерских фирм предложила инновационный способ борьбы сразу с двумя бедами – с гололедом и грязной соляной жижей.


                Компания готова обеспечить город экологически чистой и эффективной мраморной смесью взамен опостылевших песка и соли. Но чиновники городской администрации встретили новшество настороженно.

Пробную посыпку дороги и тротуара новым средством провели 10 февраля на Репнинской улице. Приглашенные журналисты, представители компании-производителя и чиновники из профильных комитетов города походили по посыпанному участку, потерли снег ногами и вынесли вердикт: «не скользко».

Новый материал – смесь мраморного песка и доломитовой (по сути, тоже мраморной) муки. Похожее средство уже давно применяют в Скандинавии, но там используют гранитную крошку, она крупнее той, что предложили петербургские разработчики.
– Нашей смеси нужно меньше, чем гранитной крошки. К тому же за счет разной величины фракций обеспечивается лучшее трение, – объясняла председатель совета директоров компании-производителя Мария Гузь.

Песок и муку делают из мрамора, добываемого недалеко от Петербурга, в Карелии. Там же камень измельчают специальными мельницами. Объемов производства, по словам Марии Гузь, достаточно, чтобы обеспечить антигололедным материалом весь Петербург и Ленинградскую область. 

По расчетам производителей, их состава нужно в два раза меньше, чем применяемой сегодня песко-соляной смеси. Но стоит новый материал ровно в два раза дороже – 2670 рублей за тонну измельченного мрамора против 1335 рублей за песко-соляную тонну. В итоге получается, что затраты на борьбу со льдом при переходе на гранитную смесь не должны измениться.

– И нового оборудования не требуется. Можно хоть руками из ведра посыпать дорожки, хоть уже имеющейся спецтехникой распределять, – отметила Гузь. – Но главное – наш материал экологически чистый, в нем нет никакой химии. Он не опасен для природы, а даже полезен. Доломитовая мука – это вообще удобрение, в ней содержатся полезные минеральные вещества. В отличие от соли она не убивает растения, а наоборот – способствует их росту.

– А канализацию не забьет эта смесь? В 1998 году мы испытывали финскую гранитную крошку. Она все стоки забила, – поинтересовался Вадим Мизюкин, начальник отдела комплексной уборки Комитета по благоустройству администрации Петербурга.
– Не забьет. Наша смесь же мельче финской, и она не смерзается в отличие от пека с солью, – заверила Мария Гузь.

– Это еще надо будет испытания провести поточнее, – недоверчиво ответил Мизюкин.
В Финляндии между тем канализация крошкой не забивается, потому что рассыпанные за зиму камешки весной собирают специальными пылесосами. Потом их фильтруют, промывают и на следующий год снова используют. Это еще и экономия средств получается. С представленной в Петербурге мраморной смесью такой фокус не пройдет. Собрать получится лишь малую часть рассыпанного материала. Остальное растворится в окружающей среде, хорошо хоть, не нанося ей вреда.

– Нашим антигололедным составом уже заинтересовались в Великом Новгороде. Они готовы закупать смесь. В Ленобласти тоже присматриваются, – рассказала Гузь.
Но городские чиновники, видимо, не впечатлились представленной разработкой. И в отличие от новгородцев вспомнили про ГОСТ.

По существующим нормативам дороги в городе должны убираться в зимний период до асфальта. На проезжей части не должно оставаться ни льда, ни снега. А по технологии использования мраморной смеси – ее нужно наносить на снежный накат. Непреодолимое противоречие правил и инноваций. И то, что по факту дороги Петербурга всю зиму покрыты и льдом, и снегом, в расчет не принимается.

– Не в нашей компетенции изменить ГОСТ, – заверил Вадим Мизюкин. – Губернатор может выступить с таким предложением. А потом депутаты Госдумы должны принять поправки.

Звучит как приговор для новой технологии. Но петербургские разработчики не отчаиваются. По их сведениям, на окраинах Петербурга эти правила не действуют. И технологию можно будет внедрить в спальных районах. К тому же еще есть тротуары и внутридворовые территории, где также действуют другие нормы.

– Несколько жилкомсервисов уже хотят использовать нашу смесь. Она же не разъедает обувь и лапы животным, не портит машины, – сообщила Мария Гузь.

Возможно, уже будущей зимой в некоторых дворах Петербурга под ногами прохожих не будет льда и соленых луж. Но городские дороги, скорее всего, еще долгие годы обречены на засыпку солью и заливку химическими реагентами.        

Елена МИХИНА («МК» в Питере»)





3D графика на заказ







Lentainform