16+

Автопроизводители согласились с требованиями Путина – как это скажется на ценах?

22/02/2011

Автопроизводители согласились с требованиями Путина – как это скажется на ценах?

Всем петербургским автозаводам придется инвестировать сотни миллионов долларов в расширение своих мощностей. Ford и Nissan уже взяли на себя такие обязательства, остальные – на очереди. Иначе через несколько лет для них станет уже не так выгодно производить автомобили.


                 Мировые концерны, производящие автомобили в Петербурге и Ленобласти (Nissan, Toyota, GM, Hyundai, Ford), оказались в цейтноте. Лишь 4 февраля российское правительство опубликовало новые правила промышленной сборки, по которым им предстоит работать в России в ближайшие годы. Автопроизводителям дали всего три недели на то, чтобы изучить совершенно новые условия игры, которые, как нетрудно понять даже при беглом знакомстве с ними (см. таблицу), требуют как огромных инвестиций, так и 150-процентной уверенности в бурном спросе на автомобили.

Договоренности, на основании которых Россия собирается присоединяться к Всемирной торговой организации, подразумевают, что после 28 февраля 2011 года предоставлять таможенные преференции нельзя – при том что подписанные до этой даты соглашения действовать, разумеется, будут. А ведь беспошлинный ввоз комплектующих и стал той самой «морковкой», при помощи которой Минэкономразвития в середине 2000-х заманило в Россию автоконцерны.

В связи со всем этим у автопроизводителей есть только две возможности работать дальше – и никакого выбора, потому что оба сценария для них явно невыгодные. Если продолжать собирать автомобили на тех же условиях, на которых были заключены договоры в 2000-х, то через несколько лет компании потеряют право на таможенные льготы, потому что договоры заключались на определенный срок, который скоро закончится. И продлить их будет нельзя из-за вступления в ВТО. Это значит, что себестоимость сборки может вырасти примерно на 12,5% (такова средняя таможенная пошлина на комплектующие, от которой сейчас автоконцерны освобождены), автопроизводители могут потерять часть прибыли. И какую-то часть этих потерь компании способны переложить на покупателей.

Но если автоконцерны согласятся подписать новые договоры о промсборке, то про пошлины они смогут забыть на 8 лет, но взамен придется потратить сотни миллионов долларов на создание в России новых мощностей. Мировой автопром не выходит из кризиса уже четвертый год, и инвестировать такие суммы для концернов проблематично. Тем не менее, скорее всего им придется это сделать, чтобы не потерять российский рынок, перспективы которого аналитики начинают оценивать с пугливым оптимизмом.

Минпромторг на днях спрогнозировал, что в 2011 году в России будет продано на 14,8% больше машин, чем в 2010-м. Ассоциация европейского бизнеса ждет роста на 18%, а PricewaterhouseCoopers – так даже на все 20 – 35%.

Два работающих в нашем регионе автоконцерна на прошлой неделе объявили о своих планах и направили в правительство предложения по новым соглашениям. Причем обе компании взяли в партнеры «старших» российских товарищей. Nissan и его партнер по глобальному альянсу Renault (две компании перекрестно владеют акциями друг друга) заручились дружбой с АвтоВАЗом, говорит представитель Nissan Ольга Горовая. Она не рассказывает, сколько автомобилей будет производить «питерское» подразделение консорциума на базе завода Nissan в Каменке – лишь отмечает, что меморандум будет соответствовать новым условиям промборки.

А Ford в минувшую пятницу он вступил в партнерство c российским автопроизводителем «Соллерс» и пообещал, что альянс в составе производственных площадок во Всеволожске, Набережных Челнах и Елабуге будет выпускать не только автомобили, но и двигатели. Это требуют новые условия промсборки. Компаниям очень выгодно предлагать правительству для нового беспошлинного таможенного режима свои объединенные мощности: в этом случае затраты концернов на строительство новых предприятий будут существенно ниже. Правда, многие участники рынка говорят, что новые правила для того и писались, чтобы вынудить глобальных игроков делать местных производителей равноправными участниками альянсов. Что должно помочь российскому автопрому поскорее выбраться из того места, в котором он находится.

Как известно, в августе 2010 года премьер Путин, обращаясь к иностранным производителям, сказал: «Мы хотим, чтобы вы... передавали технологии, навыки». То есть: хотите работать на местном рынке – поделитесь. Ford и Nissan-Renault все поняли правильно и уже пообещали делиться.
Другие компании пока не определились.

Глава Комитета по инвестициям Смольного Алексей Чичканов говорит, что не слышал, чтобы кто-то из компаний подготовил меморандум о выпуске 300 тысяч автомобилей в год и сборке двигателей, однако утверждает, что «все автозаводы собираются расширяться». Так, Nissan уже к началу следующего года должен построить новые мощности, а Hyundai хочет собирать на своем заводе 150 тысяч автомобилей. О планах других компаний Чичканов не знает. Планы компании Toyota пока остаются загадкой для всех.

Приток инвестиций в промышленность – это, конечно, хорошо. Но все-таки ряд экспертов сомневаются – не придется ли покупателям автомобилей заплатить за то, что автопроизводителей заставили раскошелиться на столь крупные суммы.

Комментарии

Иван БОНЧЕВ, руководитель подразделения по оказанию услуг предприятиям автомобильной промышленности Ernst@Young:
– Новые правила промсборки не скажутся на ценах на автомобили – примут их иностранные автопроизводители или не примут, это не станет причиной роста цен на машины. Инфляция, падение спроса, иные причины общей экономической ситуации в стране или на мировом рынке могут сказаться на стоимости машин, но новые правила промсборки – вряд ли.

Эксперт, пожелавший остаться неназванным:
– Как же вы не понимаете! Новые правила промсборки правительство страны придумало для того, чтобы спасти российские автопредприятия! Они и так на ладан дышат, а если им не дать прямо сейчас новые технологии, они просто умрут, а это – новый социальный взрыв. Кому он сейчас нужен?! Поэтому иностранных автопроизводителей мягко вынудили войти в альянсы и консорциумы с российскими заводами, чтобы научить их работать. Кто будет покупать десятки тысяч машин, которые надо будет делать, – второй вопрос. Вполне возможно, что возобновят решение об утилизации старых машин и частичном снижении цен на новые – видно будет.

Андрей БИРЮКОВ, президент холдинга «Яровит», на деловом завтраке, устроенном губернатором СПб для автопроизводителей:
– Весь мир понимает, что будущее – не за обычными автомобилями, а за гибридами и электрическими авто. Так давайте стимулировать развитие именно этих производств! Вот «Яровит» и «Е-Авто» делает гибридную машину. Прошу Минпромышленности стимулировать развитие новых продуктов – можно через субсидирование. Можно через утилизацию старых машин, но мне нравится вариант, который обсуждается в США: ограничить продажу традиционных авто, и это сразу стимулирует предприятия делать экологически чистые гибриды или электромобили.                          

Евгений НИКИТИН





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform