16+

Как я ходил в Эрмитаж смотреть экспозицию музея Прадо

01/03/2011

ИВАН ЖИДКОВ

В середине прошлой недели черт дернул выбраться на автомобиле на Московский проспект. Получилось, как всегда: завыли сирены, замигало синим, мимо пронеслись кортежи. Стояние в пробке исчислялось десятками минут, а потому можно считать, что отделался легким испугом. Везли, правда, не чиновника на дачу, а все-таки президента Медведева и короля Испании Хуана. Они на пару кинули народу зрелищ: открыли экспозицию музея Прадо в Эрмитаже.


                    Не знаю зачем, но мы с женой поступили, как последние «мажоры»: решили сходить в первый же день после открытия. Так уж получилось, оправдываться не буду. Признаться, не ожидал, что у нас в стране так много культурных людей – очередь в кассы тянулась до Дворцовой площади. На помощь пришли свои связи, внутрь проникли за 15 минут.
Крючки в гардеробе нашлись с трудом, все было уверено невероятно культурными пальто и куртками. Третьим этапом на пути к просвещению стало преодоление парадной лестницы и попадание в первый же зал, куда людей, толпившихся аж до верхних ступеней, запускали ограниченными партиями. Ну, слава богу, не за колбасой стоим, успокивали мы себя…

В первом труднодостижимом зале находилась аннотация, с рассказом о том, что, собственно, такое музей Прадо, чем он отличается от магазина «Прада» и что это, по сути, самый серьезный вывоз картин за пределы Мадрида за всю историю. Из описания следовало, что посетитель увидит шедевры Веласкеса, Гойи и Босха, и захотелось побежать вприпрыжку, чтобы увидеть знаменитых «Менин».

В непосредственно зале, отведенном под выставку, оказалось очень много людей, которые фотографировали, со вспышкой и без, невзирая на запреты. Причем, не только сами картины, но и краткие истории создания под ними. Зачем это делали девушки-студентки, я понять могу, зачем это понадобилось матренам с запахом «Красной Москвы» – уже с трудом. Хотя бы потому, что на попытку выглянуть из-под мощной подмышки и увидеть хоть что-то они реагировали грозным шипением.

Зато внутри не оказалось обещанных шедевров. Количественно «Прадо», безусловно был представлен, но качественно… В общем, шедевры те самые, что отражают суть великого мадридского музея, до нас не доехали. «Шут» Веласкеса ситуацию не спасал. Портреты итальянских и испанских мастеров лишь напомнили о том, что Рокотов и прочие в России стали писать так же, спустя этак пару веков. В итоге получилось негусто: один Босх, один Дюрер (конечно, не самые известные), чуть больше Веласкеса, Гойи и Эль Греко, но практически все картины не относятся к «тем самым» шедеврам, которые прославили их авторов.

Спору нет, Эрмитаж вряд ли в свою очередь повез бы за кордон все лучшее, что у него есть. Но впечатление, что выставка носит куда больше политический характер, чем событие из мира искусства, теперь уже не вытравишь. Прадо поставил жирную галочку в системе российско-испанских взаимоотношений, а Медведев – известный имиджмейкер – возбудил интерес народа. Мне вот интересно, сколько людей в субботу променяли бы ашаны на Прадо, открой выставку уважаемый господин Пиотровский с коллегой из Мадрида. Хотя, все хорошо к месту и ко времени. Когда в 98-м году в Эрмитаж приезжали из того же Прадо «Маха обнаженная» и «Маха одетая», специалисты сей широкий жест оценили куда выше, чем нынешнюю партию картин. Позволю себе процитировать даже коллегу Аркадия Соснова из «Огонька», писавшего тогда следующее:

«Шутки шутками, а раньше «Мах» Франсиско Гойи можно было увидеть только в Испании. О том, чтобы выставлять эти картины по всему миру, не было и речи – покупай билет в музей «Прадо» и смотри. И вдруг в момент пугающего всех кризиса национальную реликвию привезли в России. Видно, так решили испанцы поднять дух вконец растерявшихся россиян. И подняли. На открытии выставки «Шедевры музеев мира» в Эрмитаже едва перерезали ленточку, возбужденная толпа хлынула к... «Обнаженной». Даже сработала сигнализация. А уж затем, успокоенная, приникла к «Одетой»...

По легенде, раньше оба полотна находились в единой механической раме и при перемещении «Махи одетой» открывалась «Обнаженная». Сегодня зрителям не то что бы двигать, но даже рассматривать картины по принципу «найди десять отличий» невозможно – «Махи» разделены проемом зала. Несмотря на все эти трудности, каждый оказывался под воздействием магии Гойи – и, сужу по себе, маха, облаченная в прозрачные покровы, казалась целомудренней и обольстительней, чем маха, уже обнаженная. А впрочем, судите сами...»

Знакомый художник, узнав, что мы ломились на выставку в первый же день открытия, засмеяла:
– Мы все знаем, что это такое. Погорячились вы. Раз Медведев открывал, там точно от Прадо ничего не осталось…

Один только нюанс удерживает от того, чтобы безоговорочно согласиться. Бабушка, водившая внучку за руку от картине к картине, несмотря на то, что та уже вся изнылась.
– Я устала, пойдем…
– Пока все не посмотрим, никуда не пойдем.

Неизвестно, как сложится жизнь счастливой обладательницы российского паспорта. Но бабуля может смело сказать, что сделала все, что могла, особенно в эпоху грядущих образовательных реформ.                          
 
ранее:

«Кому нужен Роберто Карлос в Махачкале?»
Мои впечатления от русских туристов в Турции
Зачем футболисты сборной России защищают Киркорова
«Почему в Египте акулы кусают туристов, а в Австралии нет»











Lentainform