16+

Особенности ведения клубного бизнеса в Петербурге

10/03/2011

Особенности ведения клубного бизнеса в Петербурге

Наталья Леушина - директор клуба «Космонавт», открывшегося полгода назад и быстро ставшего популярной концертной площадкой, - рассказывает об особенностях ведения клубного бизнеса сегодня.


                    – Насколько легко открыть клуб в Петербурге?
– Сейчас в любом городе России очень сложно открывать и в дальнейшем поддерживать клубы. Существует множество препятствий, и законодательство у нас очень негибкое, косное.

- В каком смысле?
– Оно не соответствует условиям современного мира. Мы застряли в каком-то вневременном периоде между Советским Союзом и капиталистическим государством. Поэтому все очень-очень плохо. Даже в 90-е годы было меньше формализма и можно было любой вопрос решить за день-два. Раньше лицензию на продажу алкоголя в клубе, например, выдавали за два-три дня, а сейчас это бесконечный процесс. Ее можно или годами получать, или за очень большие деньги. И это только один из сегментов нашей деятельности. Конечно, можно заниматься бизнесом и ничего не зарабатывать. Это нормальная ситуация, когда люди просто развлекаются. Но развлекаться можно неделю, месяц. А если ты хочешь, чтобы все работало долго, нужно получать прибыль. И вот тут тупик – заниматься бизнесом в нашей стране не выгодно. Потому что вкладываешь много, налогов платишь много, а прибыли в конечном итоге не то что нет – ты можешь ее вообще никогда не получить. У нас никто не просчитывает налоговую и прочие нагрузки на бизнес. И сейчас они реально выше того, что бизнес может заработать. Кроме того, все обезличено для того, чтобы отбить у людей желание что-то делать.

– Вы говорите об официальных налогах или о дани, которую, как уверяют, приходится платить всяким эпидемстанциям, пожарной инспекции и другим организациям?

– Конечно, кроме основных налогов мы платим очень много косвенных. И они растут быстрее, поскольку их никто не контролирует и не считает. Зачастую эта финансовая нагрузка кажется просто невыносимой.

- Я слышала, что в Питере клубный бизнес прозябает еще и потому, что у нас публика ленивая?
– Напротив. Если мероприятие интересное, то народ на него пойдет. Иногда это даже выливается в проблемы для владельцев клубов. Например, у нас в предыдущем клубе – «А2» – вдруг перестало хватать места, чтобы всех принять. И он закрылся, потому что был маленьким. Нам стало неинтересно работать на той площадке. Она вмещала не больше 500 человек, соответственно, мы просто не могли привозить многих музыкантов. У «Космонавта» вместимость 1,5 тысячи человек. С этим уже можно работать.

- Какое клубное направление сейчас востребовано в Питере?
– Музыка стала очень нишевой. Человек, слушающий группу «Мираж», никогда не пойдет слушать панков. Мы открывали клуб для тех, кто любит альтернативную западную и актуальную российскую музыку.

- А что, в России сейчас есть актуальная музыка?
– Есть очень много интересных молодых команд. Их названия, может, и не говорят ни о чем широкой публике, но у них уже есть масса поклонников. В последнее время появилось много молодых музыкантов, играющих по-настоящему профессионально. Их уровень существенно выше тех, кто работал в начале 90-х годов, скажем. Появилось больше конкурентов, стало приходить больше музыкальной информации, и, в общем, у людей завелись какие-то деньги. Для того чтобы сегодня заниматься музыкой, у них должна быть финансовая поддержка – хотя бы со стороны родителей.

- Для владельца клуба продвижение молодых групп – это благотворительность?
– Молодые группы не устраивают у нас сольные концерты. Но иногда мы проводим фестивали, где можно увидеть сразу несколько интересных исполнителей.

- Вы работаете еще и как концертное агентство?
– Мы работаем как сами, так и с другими промоутерами, просто предоставляя им свое помещение.

- Я слышала, что промоутерство сейчас также не самое прибыльное дело?
– Да, по большей части люди этим занимаются из энтузиазма и любви к музыке. Заработки промоутеров и людей, ведущих любой другой бизнес, просто несопоставимы.

- В Петербурге тяжелее открыть клуб, чем в Москве?
– Все зависит от масштабов, от места, от связей. В Москве больше конкуренции, конечно, но и Петербург постепенно догоняет в этом столицу. У нас и сейчас достаточно клубов. Каждый из них со своей музыкальной направленностью, и, наверное, нет таких, которые бы представляли сразу все форматы. Все находятся в разных районах города, у каждого своя жизнь.

- Вы рассчитываете превратить свой клуб в прибыльное заведение?
– Я ни на что не рассчитываю. Мы пока просто работаем, определяемся с форматом, с нашими постоянными группами. Но в данный момент смешно говорить о прибыльности.

- С какого момента клуб может начать приносить деньги?
– Сейчас сложилась такая «турбулентная» ситуация – всех немножко потряхивает, так что вообще нельзя ни на что надеяться. Завтра или послезавтра может исчезнуть все что угодно, в том числе и наша политическая система. Сейчас никто ни за что не может отвечать и что-то прогнозировать. Тем более предсказывать, в какой момент клуб может стать прибыльным.                          

Катя ЩЕРБАКОВА











Lentainform