16+

Что нужно знать, становясь автовладельцем

01/04/2011

Что нужно знать, становясь автовладельцем

Сегодня покупка машины для большинства петербуржцев дело вполне обыденное. Но мало кто из автовладельцев задумывается о рисках, которые несет с собой приобретение автомобиля. От некоторых из них автолюбителя может защитить страховка, от иных – только собственная бдительность. Как не попасть впросак, купив машину? Что выгоднее: приобрести ее за наличные или в кредит? И на что обратить особое внимание при оформлении страхового договора?


           Ответы на эти и другие вопросы искали участники круглого стола, организованного редакцией «МК» в Питере» совместно с изданием TT Finance.

Дилеры на выдумки хитры

Если выбрать машину сегодня можно довольно легко, то с ее приобретением все не так просто. Чтобы не кусать себе локти в бессильной обиде, необходимо очень ответственно подходить к оформлению договора на покупку транспорта.

– Во-первых, особое внимание нужно уделить выбору автодилера, – рекомендует исполнительный директор юридической фирмы «Олл-Реал» Никита Оленников, – стоит остановиться на проверенной, надежной компании.

В договоре купли-продажи машины должны быть четко прописаны срок, в который потребитель получит машину, и период ее гарантийного обслуживания. А еще обязательно надо проверить стоимость автомобиля и порядок ее оплаты.

По словам вице-председателя общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александра Холодова, нередки случаи, когда в нижней части договора мелким шрифтом напечатано, что, к примеру, цена машины указана без НДС. Покупатель подмахивает договор, радуясь, что приобретает авто подешевле, а потом выясняет, что должен уплатить еще 18 процентов его стоимости.

И это еще цветочки. Невнимательно отнесясь к подписанию договора, покупатель может не просто «попасть» на деньги, но даже не получить свою оплаченную автомашину.

Чтобы этого избежать, юристы и правозащитники советуют обратить внимание на название фирмы, которая выписывает чек о получении денег. Оно должно быть идентичным либо хоть как-то соотноситься с названием автосалона, продающего машину.

– Если вы покупаете машину в салоне с громким названием, а чек вам выписывает компания «Рога и копыта», это уже причина отказаться от покупки, – предупреждает Александр Холодов.

Изобретательность недобросовестных дилеров неистощима. Стремясь обмануть невнимательного покупателя, они, к примеру, могут уговорить клиента приобрести какое-то дополнительное оборудование. Клиент соглашается, подписывает договор о его приобретении, а потом оказывается, что установить купленное оборудование могут только продавшие его специалисты. Причем установка влетает в копеечку. Могут дилеры пойти и на банальное мошенничество. Клиент, внимательно изучивший договор, получает на подпись еще несколько копий якобы этой же бумаги. На деле же в других копиях проставлена совсем другая стоимость машины. После подписания первоначальный договор выбрасывается, и остаются только те самые «копии» с завышенной ценой. Причем, что самое неприятное, судиться в таком случае практически бесполезно – ведь на руках у дилеров документ, собственноручно подписанный обманутым покупателем.

Не отстают и недобросовестные продавцы-частники. В последнее время в Петербурге становится распространенной продажа машин, находящихся в залоге.

Дело в том, что в случае продажи такого автомобиля, обременение (то есть долг, взятый под эту машину) переходит новому владельцу. Таким образом, купив машину на вторичном рынке, человек рискует вместе с новым авто нежданно получить и крупный долг перед банком.

Способов защититься от этого нет. Маловероятно, что банки согласятся давать посторонним людям информацию об оформленных кем-то кредитах – коммерческая тайна как-никак. Общей же базы кредитных историй автомобилей, к сожалению, не существует.

Однако несколько рекомендаций участники круглого стола все-таки выработали. Прежде всего, покупая машину на вторичном рынке, стоит обратить внимание на наличие паспорта транспортного средства. Если это не оригинал документа, уже следует задуматься. Особенно когда всего лишь с дубликатом ПТС продается новенькая, купленная буквально месяц назад машина, – это уже повод отказаться от покупки и бежать от продавца без оглядки.

– Кроме того, чтобы обезопасить себя, покупайте машину в кредит, – творчески подходит к решению проблемы Александр Холодов. – Во-первых, в таком случае договор и юрлицо, продающее машину, проверит служба безопасности банка. Во-вторых, через счет этого юрлица периодически проходят некие суммы, а значит, в крайнем случае, с помощью судебных приставов можно будет получить обратно хотя бы часть денег. И, в-третьих, учитывая первые два пункта, юрлицо становится ответственным за эту машину и, значит, постарается ее как следует проверить.

Миф «нулевого» кредита

По данным участников круглого стола, сегодня все больше петербуржцев предпочитают покупать машины в кредит. По мнению директора по розничному кредитованию ООО «Автохолдинг «РРТ» Дмитрия Тимофеева, примерно половина горожан старается придержать наличные в кармане, оформляя долгосрочные займы в банках. Причин несколько. Прежде всего, кредит – это возможность приобрести машину получше и подороже. Кроме того, он позволяет снизить нагрузку на семейный бюджет и заполучить машину, не ущемляя себя в каких-то других тратах.

Банки же сегодня охотно идут навстречу потребителю, предлагая широкие линейки автокредитования.

– Наибольшей популярностью пользуются программы, позволяющие заемщику существенно снизить свои расходы по выплате кредита, – рассказывает начальник сектора по работе с автодилерами Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» Игорь Макаров. – В первую очередь, это Правительственная программа субсидирования процентных ставок по автокредитам. Перечень автомобилей по данной программе недавно был дополнен тремя новыми моделями – Hyundai Solaris, Chevrolet Lacetti и Fiat Linea. На сегодня субсидированная процентная ставка составляет от 7,52 процента до 9,17 процента годовых в рублях. Не менее популярной является совместная программа с концерном Volkswagen. При покупке новых автомобилей марок Audi, Volkswagen и Skoda в зависимости от первоначального взноса и срока кредитования устанавливаются индивидуальные процентные ставки в размере от 13,05 до 13,95 процента годовых в рублях. Кроме того, дилеры предоставляют покупателям, приобретающим автомобили за счет кредита Сбербанка России, скидки от рекомендуемой розничной цены автомобиля в размере 3 процентов  на Volkswagen и 5 процентов на Skoda соответственно. Большой популярностью пользуется и программа «Автоваз». Приобретая по ней в кредит машины Lada семейств Priora и Kalina 2010 и 2011 годов выпуска, можно получить почти 4 процента скидки у дилера.

А вот кредита с нулевым процентом, по единодушному мнению участников круглого стола, не существует. Другое дело, что по договоренности банка с дилером потребитель может получить скидку на авто в сумме тех самых банковских процентов или какие-то другие бонусы.

Чрезвычайные судебные происшествия

Рост продаж автомобилей повлек за собой и рост их страхования. По оценкам руководителя Управления продаж страховой группы «Спасские ворота» Алексея Козлова, 60 процентов общего страхового рынка сегодня занимает страхование автомобилей. Люди стали более ответственными и практически все новые автомашины уже застрахованы по каско.

– Те же, кто считали страхование выброшенными деньгами, узнав, сколько стоит ремонт после падения сосульки или наезда на препятствие, сами стали приходить в страховые компании, – говорит Алексей Козлов.

– Что касается ДСАГО (добровольного страхования автогражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц; по сути, этот полис отличается от ОСАГО только своей добровольностью и увеличением суммы выплат, которую вы можете получить. – Прим. авт.), то это необходимость, которая дает некоторую уверенность на дороге, – добавляет Никита Оленников. – При наличии у людей такого количества дорогих автомобилей страховое возмещение по ОСАГО в пределах 120 тысяч рублей уже давно не покрывает возможные убытки при ДТП. Особенно ДСАГО актуально для начинающих водителей.

Но если оформлять ДСАГО имеет смысл практически на любое авто, каско (полис, страхующий вашу собственную машину от повреждений) спросом среди владельцев старых машин не пользуется. И неудивительно. Представители страховых компаний честно признают, что оформлять каско на старую машину невыгодно – учитывается износ машины, тарифы довольно высоки. Но беспокоит их совсем другое. По мнению президента Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Евгения Дубенского, каско в Петербурге для страховщиков становится убыточным. Компаниям приходится повышать тарифы. А это, в свою очередь, ограничивает клиентов, не готовых столько платить.

Причиной этих убытков страховщики единогласно считают мелкие царапины автомашин, для ликвидации которых люди часто прибегают к помощи каско. Эти же царапины, кстати, беспокоят и большинство автовладельцев, но уже с другой точки зрения. Стремясь снизить свои затраты, страховые компании ищут различные лазейки, чтобы не оплачивать ремонт мелких царапин. Потребителей это возмущает.

– К своему имуществу нужно относиться так, будто оно не застраховано, – говорит первый заместитель генерального директора страховой группы АСК Юрий Берхман. – У нас же получается как? Зная, что машина застрахована, люди бросают ее где попало. Например, оставляют так, что она вылезает на проезжую часть. Естественно, ее кто-нибудь заденет и поцарапает. А потом ругаются со страховыми компаниями, отказывающими им в деньгах на ремонт таких повреждений. На мой взгляд, значительно честнее будет изначально отказаться от выплат компенсаций по царапинам. Суд с клиентом – это плохо для страховой компании, это ЧП. И они должны воспринимать суды именно так. Лучше предупредить клиента заранее, что выплат по мелочам не будет. Тогда споров станет значительно меньше.

В качестве еще одного способа решить ситуацию с мелкими царапинами участники круглого стола предлагают ввести довольно крупную франшизу. Если водитель будет знать, что его франшиза составляет, допустим, 15 тысяч рублей, он будет беречь машину от мелких и недорогих повреждений.

Пока же отказы в страховых выплатах заставляют потребителей идти на мошенничество, выдавая неизвестно как полученные повреждения за последствия ДТП или иного страхового случая. Делается это достаточно просто. Обнаружив на своей машине царапины, люди идут к участковому и просят его за некое вознаграждение выдать справку, что повреждения были нанесены неизвестными хулиганами. А затем с этой справкой направляются в страховые компании.

– Есть и обратная сторона медали, – вступается за потребителей Александр Холодов. – Я знаю случаи, когда одна из страховых компаний во время кризиса направляла все заявки в Москву на трасологическую экспертизу «прикормленному» эксперту. И постоянно получала ответ, что данные повреждения не могут быть полученными в ДТП.

Стремясь сэкономить, недобросовестные страховые компании прибегают к самым разным способам. К примеру, искусственно затягивают сбор страхователем необходимых документов, добавляя все новые и новые требования или прописывая при заключении договора некие двусмысленные уточнения.

– Пишут в договоре, что случай, когда страхователь привлекается к административной ответственности при ДТП, – не страховой, – приводит пример Александр Холодов. – Человеку говорят, что имеется в виду вождение в нетрезвом состоянии или выезд на встречную полосу. Клиент соглашается, подписывает. А потом попадает в ДТП, где кто-то получает легкий вред здоровью. По закону его могут за это лишить водительских прав. А страховая компания заявляет: мол, раз есть административная ответственность – нет выплат. Получается, страховщик просто снимает с себя серьезные выплаты, оставляя только мелочь.

– Если же вы все-таки попали в ДТП, – советует Никита Оленников, – и, разумеется, хотите получить страховку, прежде всего, вам следует записать координаты свидетелей, которые смогут впоследствии подтвердить обстоятельства дела, а также документально зафиксировать все произведенные действия во взаимоотношениях с ГИБДД и страховой компанией. Эти бумаги потом помогут вам доказать свою правоту.

Заложники хозяйственных споров

По данным страховых компаний, большинство автовладельцев наличным выплатам предпочитает направление на ремонт.

– Дело в том, что наличными страхователь всегда получает меньше, – объясняет Юрий Берхман. – Выплату наличными предпочитают обычно люди, у которых есть возможность отремонтировать машину по дешевке – через знакомых, например. Либо те, кто вообще пока не собирается ремонтировать авто. Кстати, довольно многие рассуждают именно так. Поскольку ремонт не повышает стоимость машины, люди зачастую продают ее без него, а полученную выплату тратят на другие нужды.

– Наличные предпочитают и по другой причине, – добавляет Александр Холодов. – Редко, но случается так, что человек становится заложником спора между дилером и страховой компанией. К примеру, поврежден бампер. Дилер предлагает бампер поменять, а страховая компания говорит: нет, вы, пожалуйста, его закрасьте чем-нибудь, потому что мы не хотим платить за обмен детали. Начинается торг и препирательства, а несчастный автовладелец вынужден ждать, когда страховщик и дилер придут к консенсусу.

– При этом, к сожалению, и сделать водитель ничего не может, – добавляет Никита Оленников. – По условиям договора страховщик обязан оплатить услуги дилера. Он готов это сделать, как только получит разумную, с его точки зрения, цену. Дилер, в свою очередь, готов приступить к работе, как только она будет оплачена. Юридически все правильно, не подкопаешься. Страхователю остается только надеяться на благоразумие страховщика и дилера. Или получать выплату наличными. Радует только то, что такие ситуации действительно очень редки. Но и в этом случае у автовладельца есть возможность получить бесспорную часть выплаты, а оставшуюся часть оспаривать, например, в судебном порядке.

СПРАВКА

Авто из Сбербанка

Сбербанк в очередной раз улучшил условия предоставления «Автокредита». В частности, была внедрена новая клиентоориентированная линейка процентных ставок и продлен срок действия положительного решения по заявке клиента — с 90 до 180 дней. Кроме того, банк разрешил погашать кредиты не только со счета, на который он был выдан, но и с других счетов.

«Автокредит» Сбербанка России выдается на срок до 5 лет. Единственным обеспечением по кредиту является приобретаемый автомобиль, который подлежит страхованию от рисков утраты, угона и ущерба в течение всего срока действия кредитного договора.

Максимальный размер кредита — 5 000 000 рублей, 150 000 долларов США, или 120 000 евро. При этом он может составить до 100 процентов стоимости автомобиля, из которых на покупку самого транспортного средства разрешается потратить до 85 процентов стоимости. Оставшаяся часть кредита может быть направлена на оплату страхования каско за первый период страхования.

Процентные ставки зависят от срока кредитования, величины первоначального взноса, состояния автомобиля, категории заемщика и его кредитной истории. Так, приобрести новый автомобиль можно по ставкам в рублях от 12,85 до 15,5 процентов годовых, а в случае выбора подержанной машины — от 13,75 до 16,5 процентов годовых. Существенно сэкономить на процентах позволяет Государственная программа субсидирования процентных ставок по автокредитам. Займы в ее рамках выдаются на срок до 3 лет на покупку новых автомобилей стоимостью до 600 000 рублей. Процентная ставка по таким автокредитам равна разнице между значением процентной ставки, установленной банком, и 2/3 ставки рефинансирования Банка России. Сейчас она составляет от 7,52 до 9,17 процента годовых в рублях.

Более подробную информацию о новых условиях кредитования, особенностях получения различных видов кредитов и размерах процентных ставок можно получить в офисах Северо-Западного банка Сбербанка России, на его сайте www.sberbank.ru или по телефону справочной службы 8-800-555-55-50.

Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 30.08.2010.

Мнение экспертов

Как найти машину для работы?

По оценкам экспертов, в последнее время петербургские предприниматели стали значительно чаще покупать машины для своего бизнеса. Однако, все еще помня о кризисе, деловые люди предпочитают брать подержанные авто, под которые банки не очень охотно дают кредиты. Но спрос рождает предложение, и потребность в «бэушных» машинах подстегнула развитие лизинга на авторынке Петербурга.

Заместитель директора ООО «БАЛТОНЭКСИМ Лизинг» Юлия Михайлова отметила, что год назад, когда стало ясно, что рынок ожил после кризиса, в этой компании было принято решение в большей степени сосредоточиться на обслуживании предприятий малого и среднего бизнеса, тем более что преимущества лизинга актуальны именно для таких предприятий.

– Преимущества следующие, – поясняет Юлия Михайлова, – во-первых, право на ускоренную амортизацию лизингового имущества, что дает экономию по налогу на имущество; во-вторых, лизинговые платежи относятся на себестоимость, что уменьшает базу налога на прибыль; в-третьих же, НДС, начисленный на лизинговые платежи, подлежит возмещению из бюджета.

Лизинг актуален и для предприятий, находящихся на льготных системах налогообложения, так как при использовании лизинга им нет необходимости находить дополнительное обеспечение по кредиту – сам предмет лизинга является залогом. 

Как считают эксперты, автолизинг  в 2011 году будет расти – с 1,9 процентов лизинговых авто от общего количества проданных до 2,3 процентов, и это при общем прогнозируемом росте продаж на 21 процентов (с 1,9 млн до 2,3 млн). Такого роста эксперты CARCADE Лизинг ожидают благодаря, во-первых, повышению привлекательности лизинга для предпринимателей за счет выхода новых программ и смягчению условий финансирования, во-вторых, за счет эффекта отложенного спроса -  за двухлетний период кризиса основные фонды предприятий практически не обновлялись, автопарки многих компаний уже не справляются с задачами активно растущего бизнеса. Существует и третий катализатор роста – возросшая в условиях конкуренции активность лизинговых компаний, которые вновь получили доступ к финансированию.

Лизинговые компании упрощают процедуры сделок, снижают требования к заемщикам, – говорит директор петербургского представительства компании CARCADE Лизинг Елена Ефимова. -  Например, CARCADE Лизинг стала обслуживать предприятия и индивидуальных предпринимателей, которые работают на рынке от полугода, увеличила срок договора лизинга с 36 до 48 месяцев и понизила минимальный размер первого платежа по лизинговым сделкам до 9%. Таким образом, первый платеж теперь варьируется от 9 до 50%, в зависимости от ряда факторов, в т.ч. потребностей лизингополучателя. В среднем по рынку, первый платеж составляет 20-25%. Переплата за автомобиль по договору лизинга может составлять 0%-15% в год. Удорожание зависит от графика платежей, размеров первого и последнего платежей и от наличия скидок, которые компания предоставляет совместно с автодилерами.

– Еще до кризиса, в начале 2008 года, у нас был введен продукт «Кредит-транспорт» для предприятий, – соглашается начальник Управления малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала «Промсвязьбанка» Александр Хайкинсон. – Размер первого взноса по нему должен составлять от 20 процентов. Сумма может составить от 1 до 30 миллионов рублей. Даже в разгар кризиса такой кредит был стабильно востребован, хотя и не являлся нашим самым популярным продуктом. Интерес к нему сохраняется и сейчас.

РЕЙТИНГ

Самые угоняемые машины в Петербурге (в 2010 году):

Frord Focus
– 58 угонов
Chevrolet Lacetti – 41 угон
Mazda 3 – 37 угонов
Honda Civic – 30 угонов
Mazda 6 – 19 угонов
Nissan Qashqai – 15 угонов
Honda Accord - 15 угонов
Toyota Corolla – 13 угонов
Honda CR_V - 13 угонов
Mitsubishi Lancer – 12 угонов

По данным dp.ru

ЦИФРА

В 2010 году в Петербурге страховщики по каско собрали 17,1 миллиарда рублей, а выплатили 14,4 миллиарда.

СОВЕТ


Если ваш автомобиль размобилило

С падением на машину сосулек или каких-то еще частей с неухоженных зданий сталкивался каждый пятый водитель Петербурга. А вот возмещение ущерба, если машина не была застрахована по каско, получают очень редкие автолюбители. Мало кто готов ввязываться в долгие разбирательства с нерадивыми коммунальщиками ради сомнительной на первый взгляд возможности покрыть убытки. Между тем, как утверждают юристы, получить компенсацию вполне реально. Причем даже без помощи адвокатов.

Геннадий Шапиро рискнул «сцепиться» с жилконторой. В конце мая 2010 года на его незастрахованную машину, припаркованную у дома, упал большой кусок штукатурки. Геннадий зафиксировал произошедшее в милиции, оценил причиненный ущерб и написал в жилконтору письмо, прося компенсации. Ему отказали, размыто сообщив, что за своей машиной надо следить самому. Геннадий обратился в суд. На суде коммунальные службы ссылались на наличие предупреждений о возможном падении штукатурки и другие причины... Суд эти аргументы отверг. Отсудить Геннадию удалось 60 тысяч рублей: 50 тысяч на ремонт машины и 10 тысяч – на покрытие издержек и за моральный вред.

– Шапиро выиграл дело вполне закономерно, – комментирует вице-председатель общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов. – Все подобные конфликты решаются в пользу потерпевшей стороны, просто люди редко отстаивают свои права.

Порядок действий в подобных ситуациях прост. Прежде всего, следует сообщить в полицию о произошедшем и получить от участкового справку о случившемся; сфотографировать пострадавшую машину, причем с привязкой к конкретному дому; оценить ущерб (не забыв пригласить на экспертизу представителей провинившейся стороны, желательно письменно). После этого – так же письмом – потребовать у жилконторы возмещения ущерба. В случае отказа можно идти прямиком в суд.

Важно знать, отмечают юристы, что если на вашу машину что-то упало с вашего собственного дома, то вы не обязаны оплачивать госпошлину, а в суд обращаетесь, опираясь на закон «О защите прав потребителей». В противном случае пошлину оплатить придется (возмещая издержки, потраченные деньги вам вернут). Кроме того, жилконтора может утверждать: дескать, висели объявления, водитель был предупрежден об опасности. Это совершенно неважно. Предупреждение должно выглядеть как соответствующий дорожный знак (ленточка или бумажка на столбе таковым не являются). А вообще, согласно Постановлению правительства Петербурга «Об утверждении правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга», коммунальщикам следует не ленточки вешать, а ликвидировать опасность. Оплачивать трасологическую экспертизу, которую может потребовать жилконтора, водитель тоже не обязан – платит тот, кто требует.                 

Татьяна ПЕСИНА, фотография liveinternet.ru








Lentainform