16+

«Торопецкую икону не отдавали ни в Лувр, ни в Третьяковку»

31/03/2011

«Торопецкую икону не отдавали ни в Лувр, ни в Третьяковку»

В Русском музее состоялся расширенный ученый совет, после которого стало известно: не будет никаких встреч с прессой относительно ситуации с Торопецкой иконой (эта икона из собрания Русского музея была по решению Минкульта временно выдана в подмосковный коттеджный поселок Княжье Озеро. Теперь Минкульт решил оставить ее в поселке до декабря 2011 года).


                Официальный комментарий (см. справку) администрации Русского музея мало что добавил к ранее известному.

В музейных кругах говорят о том, Торопецкую икону перевезут из Княжьей Горы в Торопец, и это уже навсегда. А чтобы в этом и аналогичных случаях в Ярославле, Пскове и т.д. законность была соблюдена, готовится поправка в недавно принятый закон о передаче имущества религиозным организациям, которая лишит иммунитета движимые музейные ценности.

В четверг в Москве работал экспертный совет ИКОМ (международный союз музеев) России. По его итогам принято решение направить обращения в дирекцию Русский музей и Минкультуры. Совет считает, что нарушен внутренний регламент музея, а министерство оказывает на него сильный нажим. Эксперты намерены проконсультироваться с юристами на предмет проверки законности решения Минкультуры не возвращать Торопецкую икону в Русский музей.

О борьбе за Торопецкую икону Online812 расспрашивал Ирину ШАЛИНУ, ведущего научного сотрудника Отдела древнерусского искусства ГРМ, которая много лет занимается изучением уникального памятника.

- Что произошло в среду на ученом совете?
– Директор музея Владимир Гусев объявил о том, что срок выдачи Торопецкой иконы продлевается до 22 декабря 2011 года.

- Какие бумаги из Минкультуры вы видели?
– Никаких. Последний документ Минкультуры, которым располагает наш отдел, это распоряжение, датированное 28 января, мы получили его 25 февраля. Он предписывает «принять меры по возврату иконы в музей в установленном порядке. Акт возврата представить в Минкультуры России».

- Мы постоянно слышим, что икона остается в прекрасном состоянии.
– Торопецкая икона уникальна не только художественными качествами и древностью (икон XIV века дошли до нас всего единицы), но и большими размерами – 82,5х60,5 см. Деревянный щит, на котором находится красочный слой, скреплен внутренними деревянными шипами и коваными гвоздями. Они коррозированы и постепенно раздвигают доски изнутри. Внутренняя трещина при любых неблагоприятных обстоятельствах может разорвать красочный слой – по этой причине Торопецкая икона не покидала стен музея с 1945 года, после возвращения из эвакуации. Ее не выдавали ни на какие временные выставки – ни в Лувр, ни в Третьяковскую галерею. Все заведующие Реставрационной мастерской музея: Н. В. Перцев, С. Ф. Коненков, С. И. Голубев, крупнейшие специалисты своего дела, не позволяли никаких передвижений памятника. Технико-технологические исследования показывали, что трещина существенно не увеличивалась все эти годы, состояние иконы стабильно. В 1990-х годах, чтобы сохранить это состояние, мы были вынуждены снять ее из постоянной экспозиции.
Кассета, в которой икона находится сейчас, обеспечивает памятнику хороший внутренний климат. Но для древних икон страшна перемена климата, даже в лучшую сторону. Изменения состояния будут необратимы, а проявятся через годы.

- Специалисты Русского музея выезжали в подмосковный поселок, где выставлена Торопецкая икона?
– Сотрудники музея раз в месяц исследовали красочный слой под микроскопом. 22 декабря 2010 года был проведен расширенный реставрационный совет ГРМ с участием ведущих специалистов из других музеев. Там было отмечено, что икона нуждается в комплексном исследовании. Прошел год после ее выдачи из музея. Это случай беспрецедентный в истории ГРМ, тем более что речь идет о перемещении во внемузейное пространство. Мы выдали икону в приходскую общину.

- Почему нельзя обследовать икону на месте?
– Оно должно проводиться на том же оборудовании, что и предыдущие исследования, иначе невозможно корректно сравнить результаты.

- Возвращаясь к событиям осени 2009 года. Была ли возможность у музея не выдавать Торопецкую икону?
– Ни для кого не секрет, что тогда возник конфликт между сотрудниками нашего отдела и администрацией музея.
Была еще одна сторона – реставраторы, которые, в прежние годы категорически запрещали любой вывоз Торопецкой иконы. Но непререкаемые авторитеты ушли из жизни, реставрационная мастерская сильно обновилась. В ноябре 2009 года на так называемом расширенном реставрационном совете, куда не допустили специалистов из других музеев, наши реставраторы дрогнули. 
Наверное, Минкультуры смогло бы выкрутить музеи руки. Но надо было попытаться не выдавать икону.   

- А что тогда сказали  специалисты из древнерусского отдела?
– Нам просто не дали слова, но и в голосовании наши голоса никого не интересовали. Хранитель не поставила свою подпись под актом о выдаче.

- И продолжает нести вся полноту ответственность за икону?
– Продолжает. И вынуждена отмечать в  ежегодном отчете, что икона выдана на временное хранение. И печати хранителя на кассете с иконой нет.

- А страховая стоимость иконы?
– Я сбилась в счете нулей.

Официально

Администрация Русского музея: 22 марта истек срок договора о пребывании Иконы Торопецкой Божьей Матери на временном хранении в храме Александра Невского при поселке Княжье Озеро. Решением Министерства культуры РФ от 9 марта 2011 г. срок пребывания иконы в этом храме продлен до декабря 2011 года.

Владелец музейных ценностей – государство в лице Министерства культуры РФ. Русский музей осуществляет оперативное управление фондами по поручению Министерства культуры РФ. Как владелец, Министерство культуры приняло решение, которое музей обязан исполнить.

В целях юридической защиты памятника в настоящее время принимающая сторона оформила страховку на период действия договора. Также соглашением предусмотрено продолжение ежемесячного контроля над состоянием иконы силами специалистов Русского музея и постоянное наблюдение за иконой в режиме онлайн.

Комментарий

Михаил ПИОТРОВСКИЙ, директор Эрмитажа:

– История с невозвращением Торопецкой иконы в Русский музей – частный случай. Нам нужна защищенная законом система государственных гарантий страхования и возвращения произведений в срок. Они разные для каждого произведения. Мы боремся за гарантии возврата выставок из-за границы. Оказалось, что они нужны и внутри страны.
Музей должен иметь последнее слово в выборе того, кто будет страховать произведения искусства и когда их необходимо вернуть.                          

Вадим ШУВАЛОВ








Lentainform