16+

Где в Петербурге можно спастись от гнета великодержавности

31/03/2011

ИВАН ЖИДКОВ

Культурные люди в Петербурге в глаза уже давно не бросаются. Чтобы отдохнуть от толянов, тошиков, сергеичей с одной стороны, а также марго, кристин и васиссуалиев с другой, нужно знать «рыбные места». Много их не найдется – раскрученные концерты, выставки и киносеансы собирают всех вперемешку, причем маргиналы и псевдоинтеллигенция, конечно же, превалирует и здесь, удивительным, казалось бы, образом, находя друг с другом общий язык.


                  Художники расползлись по маленьким незаметным галереям, продавая свои творения за границу; музыканты из-за кордона и вовсе вылезают крайне редко, поскольку не могут соревноваться с фабриками, бесконечными домами, и – для особо избранных – модными инсталляциями в закрытых клубах для тех, кому нравится, когда «гении» их обдувают из спринцовки и как рисуют бисквитом на сантехнике. Те, чье благосостояние все-таки соразмерно истинным аристократическим манерам, безусловно, есть, но тоже прячутся по своим углам. Ведь в среде богатых шибко умным быть не принято – главное, быть «нашим человеком».

Почти два года назад список мест в Петербурге, где можно спастись от гнета великодержавности и великосветскости в новосоветском понимании, пополнился на одно и весьма значимое в жизни тех, кому еще хочется свежего воздуха. В кинотеатре Jam Hall принялись транслировать оперные спектакли на большом экране, причем как в записи, так и в прямом эфире. Учитывая то, что Мариинский театр давным-давно вошел в стройные ряды тех заведений, где вас до смерти напугают ценами на билеты (а если выживите, то добьют в буфете), а Михайловский воспринимает оперу, как непрофильную нагрузку, луч света действительно шарахнул по темному царству.

Далеко не все, кто имеет возможность, испытывает желание лететь на уик-энд в Милан не за шмотками, а на спектакль «Ла-Скала», или в Лондон в «Ковент-Гарден». А те, кто имеет желание, как правило, не имеет такой возможности. Поэтому кинотеатр, предлагающий ежемесячно сравнивать две мировые оперные сцены (не сомневаюсь, что скоро география будет расширена, и энтузиастам удастся показать что-либо из «Метрополитан»), стал чем-то сродни Ноеву ковчегу.

Последние два года я посетил примерно две трети из того, что предлагал Jam Hall и могу похвастаться, что видел своими глазами эту самую питерскую интеллигенцию. Сначала публика была смешанная. Идея показывать оперные (чуть позже, кстати, и балетные) спектакли вызвала шок и у тех, кому знаком только лишь «оперуполномоченный».

Доводилось у касс слушать и такие разговоры:
– Кино нет, вась, есть только опера.
– А это чево?
– Это когда поют…
– А интересно?
– Не знаю, пойдем, посмотрим…

В неожиданное исцеление искусством я не верю, и неверие это находило подтверждение на практике. Поскольку в кинотеатре прямо на мягкий диван можно заказать себе «пожевать» и «запить», под «Травиату» активно хрустела пицца, стучали бокалы и даже храпелось, Вряд ли такое 4D понравилось бы самому Верди, но естественное движение культурных пластов в итоге сделало свое дело: в конце концов, даже те дедушки с бабушками, которым нестерпимо хотелось пить чаек, бренча чайником и ложечкой, прямо в зале, по умолчанию пришли к тому, что все это лучше проделывать заранее или в антрактах.

Сейчас на трансляциях вы встретите профессоров, таскающих с собой студентов, чтобы показать им то, о чем они говорят на лекциях. Студентки тоже есть – эффектные, которым нужно создать в контакте образ разносторонне развитых личностей, отпали на третий месяц, наделав фоток, а красивые остались (!). Увидите там и людей искусства, в том числе и тех самых художников, выставляющихся в маленьких галереях, при том, что их работы представлены и в Русском, и в Эрмитаже. Наконец, спасаются в JH и просто тихие пожилые пары, этакие Штраусы с погибшего «Титаника», каких просто не узнаешь на обледенелой улице, бредущих вдоль забора с надписями.

За все это время у всего этого cтарого доброго русского народа была возможность увидеть (и даже не по одному разу) такие оперы, как «Дон Карлос», «Кармен», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все», «Травиата», «Золото Рейна», «Трубадур», «Орфей» и многие другие.

Вот сам для себя понял, например, что мне более близки «отрывные», утонченные, искрящиеся, полные экспериментов (в рамках английской выдержанности) постановки Лондонской Королевской оперы, чем работы «Ла Скала», который больше склоняется к помпезности и классическим стандартам. И который, как мне кажется, пестует свою родную оперу, но не без пренебрежения и без должной тонкости относится ко всем прочим. Это уже частности, впрочем.

При всем при этом ни разу две тысячи рублей на двоих (это – максимум того, что вам предлагается выложить за вечер в кресле) не были выброшены понапрасну, тогда как в «живых» театрах наша молодая семья это делает с пугающей регулярностью. Примерно, через раз. Качество того, что вы получаете – неоспоримо. А главное, вы отключаетесь, прячетесь от всего того, что осточертело, от всего отработанного, от тех, кого вы не хотите подпускать к своему биополю.

Конечно, у проекта есть и проблемы, которых станет еще больше после того, как в нашей умненькой и самостоятельненькой России перестанут переводить часы. Прямые трансляции из Лондона и Милана и без того начинаются в 10 вечера, что категорически неудобно для тех, у кого нет машин, и кому приходится бежать в метро до окончания спектаклей. Теперь, видимо, желающим послушать Натали Дессеи или Роландо Вильясона, придется запасаться спальными мешками, или удовлетвориться на ночь просмотром увлекательных передач отечественного ТВ, прерываемых экстренными выпусками новостей.                          

ранее:

Как я ходил в Эрмитаж смотреть экспозицию музея Прадо
«Кому нужен Роберто Карлос в Махачкале?»
Мои впечатления от русских туристов в Турции
Зачем футболисты сборной России защищают Киркорова
«Почему в Египте акулы кусают туристов, а в Австралии нет»











Lentainform