16+

Летом автозаводы в Петербурге могут остановиться

01/04/2011

Летом автозаводы в Петербурге могут остановиться

За первые два месяца 2011 года автозаводы Петербурга собрали столько же автомобилей, сколько за четыре месяца 2010 года. Однако к лету автозаводы могут остановиться, столкнувшись с проблемами в поставках комплектующих, предрекают эксперты.


                     Автокластер Петербурга мощно стартовал с 1 января 2011 года – в первую очередь это связано с пуском Hyundai, мощность которого пока является рекордной (100 тысяч автомобилей в год), а также с увеличением производства на GM и Nissan. В аналитическом агентстве «Auto-Dealer-СПб» подсчитали, что за первые два месяца 2011 года четыре петербургских завода (не считая Ford) произвели 21,9 тыс. автомобилей. Это в 3,9 раза больше, чем в январе-феврале 2010 года.

Однако уже в ближайшие месяцы рост может столкнуться со сложностями, которые еще недавно никто не мог предугадать. Замерзший Финский залив создал такие препятствия для движения судов, с которыми морские перевозчики не сталкивались с 2003 года. В первой половине марта в торосах Балтики ежесуточно застревало в ожидании ледокольной помощи до 150 судов. А более половины автокомпонентов доставляются в Петербург из Японии и Кореи морем. Заводам Toyota и Ford недавно уже пришлось на одни сутки останавливать производство. Теперь к ледовому кризису добавились последствия той трагедии, которую переживает сейчас Япония, – там значительная часть японских предприятий была остановлена на одну-две недели.

GM (завозит комплектующие из Кореи) а также японские автопроизводители уже заявили о планах сокращать производство в Европе и США. В то же время представители концернов утверждают, что петербургских заводов эти меры скорее всего не коснутся. По крайней мере, конкретных решений относительно приостановки сборочных предприятия в Петербурге в связи с нехваткой комплектующих пока не принято.

Но руководитель аналитического агентства Auto-Dealer-СПб Михаил Чаплыгин полагает, что к маю-июню российские заводы Toyota и Nissan могут столкнуться с задержками поставок компонентов от двух недель до месяца. «Заводы по производству компонентов для зарубежных автосборочных площадок компании Nissan стояли неделю и заработали только в минувший понедельник. Заводы поставщиков компании Toyota в Японии, похоже, не будут работать до конца текущей недели (которая закончилась 27 марта. – Прим. авт.)», – объясняет он.

Михаил Чаплыгин добавил, что при возобновлении работы предприятий поставщиков и начала поставок комплектующих на зарубежные рынки обе японские компании наверняка в первую очередь постараются возобновить цепочку поставок на ключевые для себя рынки. И прежде всего – в США, где из-за недостатка компонентов заводы Toyota уже останавливаются.

Как говорит эксперт, сейчас петербургский завод Toyota ежедневно выпускает около 60 авто, минимум на 50 млн рублей. Завод Nissan c апреля начнет ежедневно производить около 200 авто в день, примерно на 200 – 250 млн руб. «Таким образом, за день простоя, в случае остановки японских заводов из-за недостатка компонентов, они будут недопроизводить не менее 260 авто в день, и терять на этом ежедневно 250 – 300 млн рублей».

Чаплыгин подсчитал, что если заводы остановятся на 2 – 4 недели, то Toyota может недовыпустить от 600 – 700 до 1400 машин и потерять на этом на этом от 500 млн до 1,2 млрд руб. А Nissan в случае такого сценария рискует недовыпустить от 2200 авто до 4500 авто и потерять соответственно 2,2 – 5,6 млрд руб, заключает аналитик.

На фоне возможной приостановки поставок комплектующих из-за рубежа становится понятно, почему российские власти так настойчиво требуют от иностранного автопрома углублять локализацию производства узлов и агрегатов в России. Напомним, что по новым условиям промсборки локализация за шесть лет должна быть удвоена с нынешних 30 до 60 процентов. И когда это случится, торосы в море и остановка заводов в Японии должна перестать быть такой серьезной проблемой, как сейчас.                            

Евгений НИКИТИН, фото








Lentainform