16+

Может ли контракт на постройку ЗСД достаться одним корейцам?

05/04/2011

Может ли контракт на постройку ЗСД достаться одним корейцам?

Доброй петербургской традицией последних лет стала формула, по которой к государственно-частному партнерству зарубежная компания допускается только на правах миноритария и в сопровождении российского старшего партнера – государственной или близкой к государству компании. Корейская компания Samsung хочет эту традицию разрушить и предлагает самостоятельно построить «морской» участок Западного скоростного диаметра. Пока в одиночку ни одному «иностранцу» не удалось получить такой крупный проект в городе.


                 Вложить свои деньги в самый сложный технологически и наиболее дорогостоящий участок ЗСД, помимо корейцев, предложили два консорциума. Как и предсказывал ранее в статье «Кому доверят достроить Западный скоростной диаметр», неожиданностей не возникло: все претенденты уже хорошо научились зарабатывать деньги на дорожном и другом строительстве за бюджетные средства. Главные участники петербургского конкурса (и наш журнал об этом писал) – это структуры ВТБ и бизнесмена Виталия Южилина. Второй по размеру российский госбанк создал специальный консорциум, в котором он присутствует как напрямую, так и через две свои «дочки» – VTB Capital plc (Великобритания) и ООО «Воздушные ворота Северной столицы» – управляющую компанию аэропорта Пулково. В обеих «дочках» ВТБ является главным акционером.

В младшие партнеры госбанк взял гигантский французский строительный концерн Bouygues Travaux Publics, подтвердив тем самым «золотое правило» российских конкурсов по выбору инвестора на основе государственно-частного партнерства. Правило звучит так: если ты иностранная компания и хочешь получить крупный инфраструктурный заказ в России на бюджетные деньги, тебе нужно заручиться поддержкой либо одной из крупных госкомпаний, либо одного из близких к властям бизнесменов. Зарубежный инвестор обогатит проект своими технологиями и специалистами в обмен на роль младшего партнера. Контроль в проекте получают либо российская госкомпания, либо «приближенные к властям» – они же отвечают за финансирование, которое обычно организовывают госбанки.

Именно такое распределение ролей наблюдается и во втором консорциуме – его создали предприниматели-партнеры Андрей Кобзарь и Виталий Южилин, у которых уже есть два многомиллиардных проекта в Петербурге. Это «Морской фасад» и Орловский тоннель, к строительству последнего также привлечен французский строительный гигант Vinci. Эта же компания вошла теперь в созданный Кобзарем и Южилиным для строительства ЗСД консорциум. Туда же привлечены австрийская A-Porr, бельгийская Jan De Nul, Ренессанс Констракшн и «дочка» Сбербанка под названием «Сбербанк-инвестиции».

Bouygues, Vinci, Jan De Nul и A-Porr пошли по стопам одного из крупнейших в мире операторов аэропортов Fraport (Германия) – тогда он стал младшим партнером ВТБ для строительства нового терминала Пулково на условиях ГЧП. До этого почти два десятка мировых компаний претендовали на те же Пулково и ЗСД в альянсах со «старшими» российскими компаниями. Но лишь две иностранные фирмы за всю историю питерских конкурсов по ГЧП на крупные инфраструктурные проекты (запущенных пока всего три – Пулково, Морской фасад и Орловский туннель) отважилась биться за контракт в одиночку. И оба раза оказались за бортом соревнований. Это два оператора аэропортов – индийский GMR Infrastructure и турецкий TAV Airports. Но они не попали даже в финальную тройку претендентов на Пулково летом 2009 года – конкурировать с российскими госкомпаниями оказались не в силах.

Но, вероятно, Samsung этот негативный опыт не пугает – они не взяли к себе в консорциум российскую компанию. Впрочем, говорит участник рынка, близкий к проекту, еще не вечер, правила не запрещают менять состав консорциума, и если Samsung очень захочет выиграть, то вполне может попробовать подружиться с кем-то из российских бизнесменов.

Глава Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов и вице-губернатор Юрий Молчанов говорят, что приветствуют уровень конкуренции в тендере, в котором участвуют мировые инфраструктуры гиганты. Но топ-менеджер крупной строительной компании утверждает, что реальная борьба за контракт развернется между ВТБ и альянсом Южилина – Кобзаря. Так ли это или нет – будет ясно уже 12 апреля, когда закончится предквалификация участников и выяснится, вошел ли Samsung в список финалистов тендера.

Справка

За что борются

Участок протяженностью в 11,5 км соединит правый берег реки Большой Невки с транспортной развязкой на набережной реки Екатерингофки. Это самый технически сложный участок ЗСД, потребуется возведение мостов через Финский залив, под которыми смогут проходить морские суда. Объем инвестиций в центральный участок ЗСД оценивается в 135,5 млрд рублей. Из бюджета Петербурга и России будет выделено около 52 миллиардов рублей, остальное должен потратить частный инвестор, который затем вернет свои расходы за счет платежей от автомобилистов за использование дороги. Именно размер инвестиций и должен стать ключевым аргументом для выбора победителя, которого объявят 29 июля, а соглашение с ним планируется подписать в декабре 2011 года.

Досье

Что построил Samsung

Samsung C&T Corporation построил башни-близнецы в Малайзии, портовый комплекс в г. Пусане (Южная Корея), один из крупнейших аэропортов мира «Инчхон» (Сеул, Южная Корея). Три построенных компанией небоскреба входят в число самых высоких в мире. Samsung имеет опыт строительства протяженных транспортных туннелей и гигантских вантовых мостов, а также ряда скоростных трасс и подземных объектов в Корее, странах Азиатско-Тихоокеанского региона и по всему миру.                        

Евгений НИКИТИН





3D графика на заказ







Lentainform