16+

Зачем Петербургу столько автозаводов

19/04/2011

Зачем Петербургу столько автозаводов

В Петербурге начинается строительство сразу трех новых автозаводов. Немецкий гигант MAN и отечественная фирма «Яровит» построят предприятия по производству грузовиков, кроме того, российская компания наконец-то получила участок для сборки «Ё-мобилей».


                 MAN видит большие перспективы инфраструктурного строительства в России (только в регионе Петербурга реализуемых и готовящихся проектов в области транспорта и энергетики на десятки миллиардов евро) и поэтому собирается увеличивать продажи крупнотоннажных грузовиков. Собирать автомобили дешевле собирать их на месте, тем более что в России за последние годы построено довольно много предприятий по производству автокомпонентов, говорит глава MAN Георг Пахта-Рейхофен.

«Мы планируем четверть всех грузовиков, которые сейчас ввозятся в Россию, производить на месте», – сказал он, подписав на прошлой неделе меморандум с губернатором Петербурга. Согласно этому документу, MAN покупает готовые производственные помещения у General Motors (последняя перевела производство с нескольких своих площадок на один завод в Шушарах) и инвестирует 25 миллионов евро. Глава MAN обещал начать производство уже через 12 месяцев. А в 2013 году производить около 6 тысяч грузовиков.

Пахта-Рейхофен говорит, что MAN не собирается снижать таможенную стоимость комплектующих за счет подписания соглашения о промсборке – для этого заявленные параметры предприятия слишком малы. Концерн мог бы войти в альянс с кем-то из уже работающих на условиях промсборки в России автопроизводителей, но не планирует и этого. И тем не менее, MAN собирается глубоко локализовать производство – правда, Пахта-Рейхофен не сказал, на сколько именно. Но пообещал, что в Петербурге будет «не просто сборка, но и углубленное развитие на каждой стадии производства. Мы начинаем с производства шасси, затем будет построена собственная установка для покраски и лакировки, после этого – монтаж и установка кузова». MAN уже договорился с КамАЗом о производстве двигателей для петербургского завода. «В принципе, мы надеемся, что все крупные основные детали в скором времени будут производиться в России», – говорит глава MAN. «Очень важно, что в Петербурге создается автомобильный кластер, и крупные производители притягивают за собой производителей компонентов».

Точно на такую же мощность – 6 тысяч грузовиков в год – будет построен завод, который в индустриальном парке Марьино построит российская компания «Яровит Моторс». Он должен будет заработать 1 октября 2012 года. «Яровит» уже строит грузовики на арендованной площадке в Петербурге и давно обещает выпустить большегрузный автомобиль на основе газового или гибридного двигателя. Но куда больше известен другой проект «Яровита», который он продвигает вместе с миллиардером Михаилом Прохоровым – «Ё-мобиль». Идея заключается в том, чтобы создать сверхлегкий и сверхэкономичный (не больше 3,5 литра топлива на 100 километров) автомобиль, использующий газ и электродвигатель. Прохоров и владелец «Яровита» Андрей Бирюков обещают, что для сборки автомобиля не понадобятся заводы – автомобили можно будет собирать под заказ в специально оборудованных дилерских центрах. Тем не менее, первый завод по производству «Ё-мобилей» Бирюков и Прохоров также начинают строить в Марьине, подписав соглашение со Смольным на прошлой неделе. Партнеры обещают запустить предприятие мощностью 45 тысяч автомобилей 1 сентября 2012 года и впоследствии удвоить объемы.

В этой же промзоне «Яровит» и Прохоров построят завод «Техноэксим» – он будет производить те самые «конструкторы» для сборки «Ё-мобиля», в том числе сверхсекретную силовую энергетическую установку. Во все три предприятия инвесторы вложат 2,5 миллиарда рублей, причем Прохоров надеется окупить вложения за 3 – 5 лет даже на минимальных продажах (цена автомобиля будет установлена в диапазоне 320 – 500 тыс. рублей). «Ё-авто» обещает сделать Петербург «автомобильной столицей» мира: компания хочет не просто экспортировать свои автомобили, но и строить сборочные цеха за рубежом. Из петербургских автопроизводителей первым экпортером стал Hyundai – в апреле он отгрузил первые партии своих Solaris из Каменки в страны СНГ. Кстати, MAN тоже обещает продавать грузовики петербургской сборки не только в России, но и в Белоруссии и Казахстане.

Справка

В Петербурге и Ленинградской области работают 5 производителей легковых автомобилей -Тoyota, General Motors, Nissan, Hyunday и Ford. Кроме того, выпускают тяжелую технику заводы Яровит, Caterpillar и Scania. Построено около полутора десятков заводов компонентов, главным образом – поставщики Тoyota и Hyunday. В регионе выпускается 11 моделей легковых автомобилей главным образом в ценовой диапазоне «выше среднего». В 2010 году Тoyota, General Motors, Nissan и Hyunday произвели 69.400 машин. Почти все заводы намерены существенно расширять свою мощность в 2012 – 2013 годах. Лидерами в 2011 году могут стать Nissan, GM и Hyunday: первый заявил о желании выйти в текущем году на 45 тысяч, второй – на 60 тысяч, третий – на 105 тысяч автомобилей.

Комментарий


Александр ХОДАЧЕК, директор Высшей школ экономики в СПб:

– Появление очередных автозаводов в Петербурге – это коллапс прежде всего с точки зрения поиска, подготовки и «вербовки» профессиональных кадров. Рабочих не хватает даже для тех заводов, которые уже работают, – не секрет, что предприятия переманивают их друг у друга, открывают собственные обучающие центры, потому что работать некому. Петербург перенасыщен автомобилестроением и машиностроением в целом, а лимит рабочих рук из близлежащих регионов – Новгородская и Псковская области, Карелия – исчерпан.

- А собственники MAN этого не понимают?
– Наверное, понимают, но при принятии решения срабатывают и политические причины, и конкуренция федеральных земель Германии между собой за работу в России, и определенная инерционность, свойственная немцам: несколько лет назад было принято решение работать в Петербурге, и его надо исполнять. Хотя, на мой взгляд, наш федеральный центр мог бы порекомендовать немецким инвесторам размещать новые автопроизводства и в других регионах Северо-Запада – в Пскове, Новгороде, Вологде, Карелии. Это принесло бы в регионы совершенно новую культуру производства, способствовало бы развитию новых видов бизнеса и развивало бы транспортную инфраструктуру на Северо-Западе в целом.

- Получается, что пока Петербург, несмотря на все свои вузы и НИИ, получает новую «отверточную» сборку.
– По большому счету, да. По крайней мере, публично ничего не говорится о том, что здесь будут созданы дизайн-бюро, испытательные площадки, планируются разработки новых двигателей на базе наших НИИ… Хотя, безусловно, Петербург сохраняет все возможности для развития даже автомобилестроения на высокотехнологичном уровне.                            

Евгений НИКИТИН, фото automobili.ru








Lentainform