18+

Старшеклассник сам выберет форму аттестации

21/04/2011

Разработчик новых стандартов образования, генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков рассказал, как он видит итоговую аттестацию старшеклассников и почему был вынужден изъять упоминание о ней из третьей версии своего проекта.

                — Александр Михайлович, в своей третьей версии стандарта вы включили в текст большой блок, посвященный итоговой аттестации школьников в 11-м классе и, конкретно, ЕГЭ. В чем суть изменений, которые вы предлагаете?
— Пока все существует только в виде идеи. Официально раздел об итоговой аттестации не будет зафиксирован в тексте стандарта.

— Почему?
— Мы его сняли, нас попросили об этом. Все дело в том, что вопросы об итоговой аттестации не решаются разработчиками стандарта.

— В чем была суть идеи?

— Идея моя, и она проста — русский язык и математика являются обязательными итоговыми экзаменами, как некий индикатор математической и языковой компетенции нации. В большинстве стран мира на сегодняшний день в список компетенций включено также знание иностранного языка. Знание иностранного языка — серьезный индикатор конкурентоспособности человека, общества и государства в целом. И мы решили предложить министерству рассмотреть возможность введения обязательного третьего экзамена — по иностранному языку.
Этот вопрос впервые выносится на обсуждение на таком уровне. Как отнесется министерство к этому вопросу — покажет время.

— Любопытно, что многие эксперты критиковали ваш проект стандарта как раз за то, что он не прописывал конкретно механизмы итоговой проверки знаний у старшеклассников. Вы попытались было ответить на эту критику, но буквально на следующий день предложения по экзаменам были изъяты из стандарта. Почему?
— Стандарт является рамочным документом, за которым должно последовать большое количество подзаконных актов. В частности одним из них должно стать положение об итоговой аттестации, сокращенно — ГИА. Мы в своем проекте высказали позицию разработчика. Нам совершенно справедливо указали на то, что блок о ГИА — не является предметом стандарта. Дело министерства — согласиться или не согласиться. В любом случае, если появится новый стандарт, то появятся и новые требования к итоговой аттестации.

— Третий обязательный ЕГЭ — не единственное ваше предложение. Вы ведь считаете, что нужно поменять и принцип итоговых экзаменов.

— Я считаю, что старшеклассник должен сдавать выпускной экзамен по всем предметам, которые он изучает, кроме физкультуры и ОБЖ. В то же время он может сдать не более шести ЕГЭ — то есть экзаменов, позволяющих засчитывать выпускной в школе, как вступительный в вуз. Помимо трех обязательных, должны быть еще три предмета, которые понадобятся выпускнику, выбравшему определенный профиль. Например: химия, физика, биология.

— То есть, на ваш взгляд, ЕГЭ все же не должен быть единственной формой экзамена?

— Не путайте. Я не дезавуирую систему ЕГЭ. Я ее всячески поддерживаю. Но я хочу, чтобы экзамены сдавались почти по всем предметам. В противном случае на «второстепенные» курсы ученики просто не будут ходить.

— Значит, выпускник сам сможет выбирать, какой экзамен и в какой форме сдавать?

— В соответствии с нашей идеей, старшеклассник сам выбирает предмет, который изучает, сам выбирает форму аттестации для себя. Это ответственный момент.

— Не являющееся ЕГЭ испытание для старшеклассников в вашем стандарте именуется «государственный выпускной экзамен». Что имеется ввиду?

— Его форма должна быть определена положением о ГИА.

— А в идеале?
— Повторяю: процедура экзамена и его содержание не определены. Пусть выскажутся специалисты: учителя по физике, математике, истории. Станет ясно, когда разработают контрольно-измерительные методики под новый стандарт. Почему-то в обществе ЕГЭ ассоциируется только с тестом, а экзамен — сразу с прошлым веком.

— Но пока это так: других форм-то нет.
— Будут. Давайте подождем.                      

mn.ru






  • Магазин квадроциклов: ATVARMOR.RU.