18+

Корюшка превратилась в недоступный деликатес

06/05/2011

В начале мая петербуржцы с привычным нетерпением ждут, когда на прилавках появится корюшка. Но уже который год подряд к нетерпению примешивается и разочарование – корюшки все меньше, а цены на нее все выше.

                    Корюшка из простой, но вкусной «весенней» закуски за последние десять лет превратилась в громкий бренд Петербурга – наравне с «Зенитом». В этом году, как и в предыдущих, 14-15 мая будут с помпой отмечать «Праздник корюшки». Но рыболовы и специалисты мрачно шутят, что не праздник надо устраивать, а заупокойную тризну. Статистика уловов печальная: если двадцать лет назад, в 1987-1989 годах, вылавливали за сезон 3 тысячи тонн, в середине 90-х – 1 тысячу, то в наше время уловы сократились до 120-200 тонн. Причем проблемы как у «невской» корюшки, так и у «ладожской» (более мелкой). Рыбаки с Ладоги бьют тревогу.

– Как будто и не начиналась в этом году путина, – разводит руками председатель рыболовецкого колхоза «Нево» Волховского района Ленобласти Александр Кузьмин. – Мы привлекли бригады рыбаков, они сидят «на стреме» уже вторую неделю на всех трех речках – Сясь, Волхов и Свирь – маленькие стайки появляются, но основного хода рыбы так и нет. Если до 9 мая не начнется нерест, то в этом году, видимо, его не будет совсем.

Рыболовы не знают, что и думать – обычно с корюшкой на Ладоге проблем не было.
– Возможно, причина в том, что у корюшки есть свой цикл, – предполагает Александр Кузьмин. – Примерно раз в семь лет бывает пик ее активности, тогда уловы большие, потом начинается спад. Видимо, этот год как раз из упадочных. Еще и холодно очень было в конце апреля, у берегов лед до последнего стоял, а рыбка заходит в реку, только когда вода прогревается до 6 градусов тепла.

С экологией, по словам рыболовов, на Ладоге в последнее время тоже не все гладко – свою «лепту» добавляют и нефтеперерабатывающий завод в Киришах, и Волховский алюминиевый завод.

– Когда достаем сети из воды, то они забиты какими-то маслянистыми массами, – вздыхает Александр Кузьмин. – Что это конкретно – непонятно, но на рыбе сказывается плохо.

Если для Ладоги отсутствие корюшки – новость, то в Финском заливе и Неве корюшки становится все меньше с каждым годом – ученые-биологи подтверждают этот факт, хотя до сих пор спорят о его причинах. Кто-то уверен, что основная беда в том, что в Финском заливе становится меньше мелкого рачка мизиды – естественного корма для корюшки. Ученые из Государственного НИИ озерного и речного рыбного хозяйства научно доказывают, что проблема в массовых намывных и дноуглубительных работах в акватории Невской губы в последнее десятилетие. Строительство дамбы, «Морского фасада», «Балтийской жемчужины» – все это повышало замутненность воды, содержание нефтепродуктов и тяжелых металлов. Обширные области дна покрыты слоем глинистой субстанции и лишены кормовых запасов, засыпаны подводные карьеры, где рыбы зимовали.

Кстати, согласно исследованию петербургских ученых, проведенному два года назад, сама «невская» корюшка уже далеко не так полезна, как прежде – в лаборатории экологической токсикологии выяснили, что в мышцах и почках рыбки, выловленной на выходе из Невской губы (то есть в районе Сестрорецка), концентрация свинца, меди, цинка, кадмия больше в 1,2–2,7 раза, чем в корюшке, пойманной дальше от города в Нарвском заливе.

Правда, продавцы корюшки в петербургских магазинах подобную информацию не разглашают или просто не знают.
– Покупайте, корюшка наша, невская, – рекламируют они свой товар за грабительские 250-300 рублей.

Разброс цен по городу примерно таков: в гипермаркетах «О’Кей» – 159 рублей за кг (мелкая рыба), на уличных лотках – от 180 до 300 рублей, «отборную» корюшку продают на рынках аж по 650 рублей за килограмм. Надежды на то, что любимой рыбки станет больше и на следующей неделе она подешевеет, тщетны – посредники все равно будут завышать цены.

– Нашу мелкую ладожскую рыбу мы продаем перекупщикам по 50-60 рублей за кило, – говорит Александр Кузьмин. – Но нам не разрешают торговать ею в Петербурге, поэтому в итоге вы покупаете ее же уже за 150-200 рублей.

Кстати, полакомиться жареной корюшкой можно и в петербургских ресторанах – но совсем уже по заоблачным ценам. В ресторанах «средней руки» за 200 грамм поданной рыбки просят от 200 до 250 рублей, в одном из дорогих заведений на набережной Мойки вкусить корюшки «с молодым картофелем и лучком» предлагают за 520 рублей, в ресторанах на Крестовском острове с посетителей возьмут 480 рублей за порцию.

Переплюнул же всех ресторан «Палкинъ» – в его основном меню корюшка не предусмотрена, но ее готовы подать по предварительному заказу за почти полторы тысячи рублей.                      

Любовь РУМЯНЦЕВА («МК» Питер»), фото vkrizis.ru