16+

Как Ново-Адмиралтейский мост может навредить Петербургу

27/05/2011

Как Ново-Адмиралтейский мост может навредить Петербургу

Проект Ново-Адмиралтейского моста угрожает ссорой между губернатором Валентиной Матвиенко и крупнейшим мировым нефтетрейдером Геннадием Тимченко. Для последнего Петербург – это крупнейший транзитный порт по экспорту нефтепродуктов. Стройка нового моста в устье Невы может осложнить бизнес принадлежащей Тимченко компании Gunvor.


                По статистике, за летнюю речную навигацию под разведенными невскими мостами проходит более 5 миллионов тонн нефтепродуктов. Мазут – это важнейший и самый прибыльный груз, который отправляется на экспорт по каналам и шлюзам Волго-Балтийской водной системы. Примерно три четверти от этого от объема поставляет Gunvor (см. справку).

Трейдер закупает нефтепродукты главным образом на нефтеперерабатывающий заводах Самарской области, входящих в состав государственной «Роснефти» (раньше ими владел ЮКОС) и везет их по Волге, Волго-Балту и Неве в петербургский порт для перегрузки. Для этого используются мелкосидящие речные танкеры грузоподъемностью до 5000 тонн. Они доставляют мазут либо к причалам Петербургского нефтяного терминала, либо на специальные плавучие накопители, которые ставят на якорь на рейде порта на время навигации. На береговых или рейдовых терминалах груз перегружают в крупные морские танкеры (от 30 до 100 тысяч тонн), чтобы отправить в Европу. Еще около полумиллиона тонн в год по Неве везет в порт Высоцк «Лукойл» со своих волжских заводов.

По железной дороге и по трубопроводу с Киришского НПЗ в Петербург доставляют экспортных нефтепродуктов в два раза больше, чем по реке. Но, как говорят эксперты, транспортировка танкерами по Волго-Балту с перегрузкой в порту во-первых, дешевле, а во-вторых, удобнее. Gunvor  построил и запустил в этом году крупный терминал в Усть-Луге, но, похоже, не планирует сильно сокращать транзит через Петербург.

Любители прогулок белыми ночами знают, что под разведенными мостами танкеры идут один за другим, и любая помеха в движении – это финансовые потери для трейдера. А такая крупная  стройка на акватории Невы, как новый мост, не может не затруднить транзит. Кроме того, часть танкеров прибывает из порта к набережным ниже Благовещенского моста днем и дожидается ночной разводки мостов. Как раз на месте их парковки появится новый мост – в том, что он будет построен, сомнений нет, заверяют власти Петербурга.

Похоже, что Gunvor и другие торговцы, подсчитали свои предполагаемые потери – и, как утверждают некоторые наблюдатели, после этого и появилось письмо заместителя министра транспорта Виктора Олерского о том, что проектируемая переправа затруднит судоходство и повысит аварийность на Неве.

Известно, что до того, как стать чиновником, Виктор Олерский владел Северо-Западным пароходством, в частности, перевозившим мазут для компаний Геннадия Тимченко. Затем Олерский продал компанию Владимиру Лисину (владельцу Новолипецкого металлургического комбината и ОАО «Морской порт Санкт-Петербург, одному из самых богатых людей России, регулярно входящему в список «Форбс»). Пароходство и сейчас работает перевозчиком продуктов Gunvor, а сам Олерский «пошел на повышение» – в правительство РФ.

Вполне вероятно, что власти Петербурга осознают, интересы фигуры какого масштаба оказались задеты их желанием улучшить транспортную ситуацию в городе  – и смогут найти такое мостостроительное решение, которое убедит  Gunvor и другие заинтересованные стороны в том, что они не потеряют доходы. По крайней мере, возможностей Тимченко вполне достаточно, чтобы изменить проект мешающего ему моста.

Справка

Что такое Gunvor


Основанная в 1997 году нидерландская компания за короткий срок стала четвертым по размеру трейдером мира. Ее владельцы – шведский бизнесмен Торбьорн Торнквист и гражданин Финляндии Геннадий Тимченко. В 2010 году продажи компании составили 104 млн тонн нефтяного эквивалента (рост на 11% по сравнению с предыдущим годом), выручка — $65 млрд (в 2009 году – $53 млрд). В последнее время нефтетрейдер заинтересовался другими сегментами сырьевого рынка: компания собирается торговать газом, проявляет внимание к угольным активам, например, недавно был куплен Мурманский морской торговый порт, специализация которого – уголь.

Комментарий

Смогут ли на одном острове ужиться мост и верфи?


Противники строительства нового моста приводят несколько аргументов не в пользу моста. В частности – необходимость перебазирования с Ново-Адмиралтейского острова успешно действующего предприятия «Адмиралтейские верфи». Может ли строительство Ново-Адмиралтейского моста начаться без переезда «Адмиралтейских верфей» в Кронштадт? – спросил Online812 у Алексея ЧИЧКАНОВА, председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга.

– Полное освобождение Ново-Адмиралтейского острова произойдет только через 6 – 7 лет, то есть когда будут выполнены те заказы, которые сегодня имеются у «Адмиралтейских верфей». Важно помнить, что перемещается действующее предприятие, один из лидеров экономики города, на котором работают тысячи человек и которое платит налоги.

Перебазирование «Адмиралтейских верфей» с Ново-Адмиралтейского острова в Кронштадт будет происходить в 2 этапа. На 1-м этапе производственные мощности «Адмиралтейских верфей» будут перемещены с Северного строительного района в Центральный и Южный, одновременно начнется возведение моста, который соединит район с Васильевским островом.

Начать строительство Ново-Адмиралтейского моста мы планируем уже в этом году, для этого уже выбран подрядчик. 5 мая были официально объявлены результаты конкурса на строительство моста, в рамках которого лучшей была признана заявка ЗАО «Пилон» с предельной суммой контракта 3,92 млрд рублей. По условиям конкурса строительство Ново-Адмиралтейского моста должно завершиться к январю 2013-го.

Сегодня по проекту преобразования Ново-Адмиралтейского острова происходит согласование концепции перебазирования производственных мощностей ОАО «Адмиралтейские верфи». Соглашение о графике перебазирования планируется подписать в рамках Петербургского международного экономического форума.               

Евгений НИКИТИН








Lentainform