16+

Легко ли быть бизнесменом?

03/06/2011

Легко ли быть бизнесменом?

Малый и средний бизнес играет важную роль в экономике любого рыночного государства. В Европе именно на этот класс предпринимателей обычно опирается бюджет — их налоговые поступления, как правило, кормят страну, они же дают работу сотням тысяч людей. В России же ведение бизнеса — тяжелая работа. Государство иногда пытается помочь предпринимателям. Но насколько это эффективно? Многие ли бизнесмены сегодня рискуют начать свое дело? И как найти деньги на его открытие?


                    Ответы на эти и другие вопросы представители власти, финансовых институтов и бизнеса искали за круглым столом, организованным редакцией «МК» в Питере» совместно с изданием TT Finance.

Острый вопрос кредита

Несмотря на кризис, малый и средний бизнес в Петербурге продолжает развиваться. По крайней мере, об этом говорят отчеты Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. По данным статистики, за 2010 год количество субъектов малого и среднего предпринимательства выросло почти на 25 тысяч. На 25 процентов увеличилась и их доля в ВВП города. Если судить по цифрам, Петербург в очередной раз удержал первенство страны по развитию малого бизнеса, обогнав даже Москву.

Правда, в основном это очень малый бизнес — мелкая торговля и перепродажа, создание сайтов, продажа виртуальных продуктов в Интернете — например, купонов на скидку.

— Бизнес появляется в сферах, которые ничего не производят, — отмечает председатель экспертного совета по экономике постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Елена Чурина, — так что говорить о качестве прироста бизнеса очень сложно.

Одной из причин такой ситуации эксперты в один голос называют слабую обеспеченность начинающих бизнесменов деньгами. Существуют несколько программ, в рамках которых выделяются гранты на так называемые старт-апы — открытие своего дела. Но получить эти деньги практически невозможно. Различные критерии отбора существенно усложняют работу молодым и талантливым бизнесменам. К примеру, по одному из формальных критериев к моменту получения гранта предприятие должно быть зарегистрировано на территории Санкт-Петербурга не больше года. Соответственно, не выигравший конкурс в этом году бизнесмен уже не может просить грант год спустя.

— А столкнувшись несколько раз с тем, что помощи от государства не дождешься, молодые ребята теряют энтузиазм, — рассказывает Елена Чурина.

Махнув рукой на государство, начинающие бизнесмены обращаются за помощью в банки. Но здесь их тоже ждет разочарование: банки начинающих предпринимателей кредитовать не готовы.

— Это естественно, — объясняет вице-президент филиала «Петербургский» банка «ГЛОБЭКС» Владимир Кротов. — На начальном этапе еще непонятно, «выстрелит» ли проект, окажется ли он удачным. А банки не могут брать на себя эти риски.

— Между тем сегодня кредит получить очень легко — но только тем предприятиям, которые успешно проработали на рынке уже хотя бы полгода, — поддерживает коллегу советник генерального директора-председателя правления ОАО «Энергомашбанк» Дмитрий Задонский, — а вот в первые несколько месяцев начинающим бизнесменам, к сожалению, приходится рассчитывать только на себя. Они должны доказать, что их проект приносит деньги — тогда банки охотно станут с ними сотрудничать.

Кстати, в кризис получить кредит было очень сложно даже бизнесменам со стажем. Банки отказывались давать деньги, если не получали взамен серьезное обеспечение: автомобиль или недвижимость. Сейчас ситуация в корне изменилась.

По словам Дмитрия Задонского, сегодняшние банки готовы очень выгодно давать деньги успешным бизнесменам: большие суммы под низкие проценты и на длительный срок. Однако серьезные предприниматели, наученные горьким опытом кризиса, в банк за деньгами не спешат.

— Сейчас банки активно борются за хороших заемщиков, — говорит Дмитрий Задонский. — К примеру, «Энергомашбанк» разработал целый ряд кредитных продуктов для представителей малого и среднего бизнеса сферы общепита. На три года мы даем кредиты под 14 процентов, овердрафтное кредитование на несколько месяцев — под 10 процентов. Но многие клиенты выжидают дальнейшего улучшения условий кредитования. Спрос после кризиса еще не восстановился полностью, и бизнесмены осторожничают, предпочитая не тратить лишних денег.

— На самом деле все обстоит даже сложнее, — продолжает Владимир Кротов. — Сейчас банки готовы давать кредиты под любое обеспечение: банк «ГЛОБЭКС» принимает в залог и товар, который находится в обороте, и товар, лежащий на складе, и даже договор о выполнении госзаказа. Но большинство предприятий не совсем понимают, зачем им нужны деньги. По сути, чтобы получить кредит, нужно ответить банку и себе на два простых вопроса: зачем мне эти деньги и как я их буду возвращать? Если банк увидит финансовые потоки, которыми заемщик сможет перекрыть свой кредит, он с удовольствием займет ему денег. Но эти потоки зачастую непрозрачны и не видны. Многие предприятия работают по серым схемам — работать «вбелую» им невыгодно.

— Тем не менее, малый бизнес является самой значительной частью корпоративных клиентов нашего банка, — высказывает свое мнение начальник отдела организации продаж малому бизнесу Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» Антон Сермягин. — 95 процентов всех корпоративных клиентов банка — представители малого бизнеса.

Спасательным кругом для начинающих бизнесменов становится Фонд содействия кредитованию малого бизнеса. Эта организация специализируется на помощи предпринимателям, не сумевшим убедить в своей платежеспособности банки. Разумеется, не бесплатно — за свою помощь фонд берет несколько процентов от суммы кредита. Зато сделанный заем дает бизнесменам возможность встать на ноги.

— Когда возникает проблема обеспечения, надо идти к нам, — улыбается заместитель исполнительного директора Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Юлиана Трибой. — То есть сначала, конечно, предприниматель обращается в банк. Если банку его гарантии кажутся недостаточными или обеспечения не хватает на всю сумму требуемого кредита, бизнесмен может обратиться к нам. В течение нескольких дней фонд собирает информацию о заемщике, и, если все в порядке, заключает с ним договор и дает свое поручительство в банке. Кроме того, наш фонд выдает бизнесменам микрозаймы — до миллиона рублей.

В большинстве своем благодарные бизнесмены кредиты честно выплачивают. Однако некоторые все-таки пытаются хитрить. По данным Юлианы Трибой, по 25 заемщикам Фонду содействия кредитованию малого бизнеса пришлось выполнить обязательства и выплатить их долги банкам.

Бизнесмены пошли учиться

Еще одной проблемой, с которой постоянно сталкиваются представители малого и среднего бизнеса, эксперты считают неграмотность начинающих предпринимателей. Многие из них полагают, что достаточно придумать идею, а воплотить ее получится само собой. Грамотных управленцев на рынке Петербурга по-прежнему катастрофически не хватает. Но если раньше самих бизнесменов этот вопрос мало беспокоил, теперь ситуация изменилась. Предприниматели оценили необходимость знаний и пошли учиться. В частности, большой популярностью в Петербурге сегодня пользуются программы ГУ «Межрегиональный ресурсный центр».

По словам заместителя начальника отдела ГУ «Межрегиональный ресурсный центр» Юрия Колотилина, очень большим спросом пользуется региональный университет малого бизнеса. Для учащихся эта программа бесплатна — она полностью финансируется из городского бюджета. Ограничений никаких не имеет — была бы у студента голова на плечах. Однако, по данным Елены Чуриной, существование программы сегодня находится под большим вопросом, и, возможно, выпускники этого года станут последними — больше бюджет выделять на программу денег вроде как не намерен.

Вторая очень популярная в Петербурге программа — президентская. Она существует уже более 10 лет и включает в себя 550 часов профессиональной переподготовки и стажировку. Стоит она, правда, прилично — 87 тысяч рублей. Но при этом учащийся платит за нее всего лишь треть. Оставшуюся делят между собой организация, где он работает, и федеральный бюджет.

— По этой программе есть некоторые возрастные ограничения, — говорит Юрий Колотилин, — на нее набирают предпочтительно людей до 45 лет. Но если человек старше, но готов активно учиться и работать, для него делают исключение.

— Финансовая неграмотность сказывается и на нашей работе, — вступает в разговор директор Санкт-Петербургского представительства № 1 лизинговой компании CARCADE Евгений Курбакин. — Сегодня, например, доля лизинга в общем объеме продаж легковых и коммерческих автомобилей в России — порядка 2 процентов. А ведь приобретение оборудования и автотранспорта в лизинг очень выгодно для бизнеса. Многие предприниматели не пользуются финансовой арендой именно из-за недостатка информации о выгодах данного вида финансирования.

С этим не поспоришь. Лизинг — один из способов привлечения в бизнес средств, альтернативный привычному кредиту. Но наличие лизингового договора дает предприятию существенные налоговые льготы — лизинговые платежи относятся на себестоимость, что позволяет экономить значительные суммы при уплате в бюджет налога на прибыль. При этом автомобиль и техника обходятся бизнесмену зачастую даже выгоднее, чем при покупке за наличные.

— Закон о лизинге был принят 13 лет назад. И до сих пор мы сталкиваемся с тем, что многие предприниматели просто не понимают, что такое лизинг и как им пользоваться, — отмечает Евгений Курбакин.

Для того чтобы клиенты CARCADE могли использовать лизинг с максимальной для себя выгодой, компания примерно год назад запустила новый продукт — «Консультационные услуги». В CARCADE создан интернет-портал  дистанционного обучения, где лизингополучатели могут пройти специальные курсы, собраны материалы, раскрывающие юридические, бухгалтерские и налоговые аспекты лизинга. На корпоративном сайте каждому клиенту CARCADE предоставляется «Личный кабинет». В онлайн-режиме лизингополучатель может не только отслеживать все операции по договору, но и пользоваться профессиональными консультациями по всем вопросам лизинга.

— Предложение нашло своих потребителей: к нам пошел поток клиентов, которым важно не только получить автомобиль в лизинг, но и научиться грамотно пользоваться финансовой арендой, извлекать из нее максимальную выгоду, — рассказывает Евгений Курбакин.

Занимаются обучением и банки. К примеру, при Сбербанке открылся «Центр развития бизнеса» для субъектов малого предпринимательства. Там по любым направлениям еженедельно проводятся различные бесплатные обучающие семинары. И бизнесмены охотно идут учиться.

— Самыми популярными семинарами оказались темы о поддержке малого бизнеса и о том, какое участие он может принять в выполнении госзаказа, — рассказывает Антон Сермягин. — Вообще же услугами нашего центра воспользовались уже около сотни компаний.

Загоняют в тень?

Третьей и самой большой проблемой малого и среднего бизнеса эксперты и предприниматели считают изменение налогового законодательства и повышение налогов.

— До января этого года на каждые 100 рублей, выплаченные работнику, предприниматель на УСНО тратил еще 31 на уплату налогов. Сейчас каждая сотня требует 54  рубля налогов. Это очень существенное повышение, — рассуждает Дмитрий Задонский.

Чтобы как-то компенсировать свои затраты, по мнению экспертов, предприниматели будут вынуждены повышать цены. А посткризисный потребитель к повышению цен очень чувствителен и не готов покупать дорогие товары.

— Недавно пенсионный фонд отчитался, что сборы увеличились в полтора раза, — соглашается Елена Чурина. — В краткосрочной перспективе повышение налогов сработало. А что будет в долгосрочной?

По ее опасениям, долгосрочная перспектива неутешительная. В бизнесе решение о закрытии предприятий принимается очень быстро, и, почувствовав, что расходы растут, а прибыль не увеличивается, мелкие и средние бизнесмены начнут закрываться.

— Или уходить в тень, — добавляет Евгений Курбакин. — Из-за высоких отчислений бизнесмены и так не очень любят работать «по-белому», а тут это станет еще невыгоднее.

— Несколько лет назад мы запустили социальные проекты, направленные именно на то, чтобы сломать институт нелегальщины, — приводит пример Елена Чурина. — В частности, создали первую в России социальную сеть бебиситтеров. Ее услугами пользовались те, у кого не было денег, чтобы нанять ребенку няню —  нехватка мест в детских садах известна всем. Сидели с детьми неработающие мамы, а работающие родители платили им за это 100 рублей в час. Запуская эту сеть, мы проводили очень серьезную работу с этими мамами, убеждая их в необходимости работать честно и платить налоги. С каждых ста рублей мамы получали 70, а остальное платили государству в качестве налога. Теперь они должны получать 50 рублей со ста. И просто прекращают работать.

По мнению экспертов, необдуманным шагом правительство отправило малый и средний бизнес назад как минимум на 10 лет. Все усилия, предпринимавшиеся в последнее время для легализации этого рода деятельности и увеличений постоянных отчислений в бюджет, оказались напрасными.

Остается надеяться на сознательность современных бизнесменов и на то, что желание помочь старикам (ведь налоговые отчисления идут в том числе и на пенсии) и государству переборет естественное стремление предпринимателя получить более высокую прибыль.                 

Татьяна ПЕСИНА, фотография с сайта services.rol.ru











Lentainform