16+

Как долго еще будет дорожать бензин в Петербурге?

06/06/2011

Как долго еще будет дорожать бензин в Петербурге?

Цены на бензин на заправках в Петербурге продолжали расти. По данным агентства АИ-92, только за последнюю неделю мая и только на заправках «Несте» и «Шелл» 92-й бензин подорожал на 70 копеек. 95-й бензин на «Несте» – на 50 копеек за тот же период. Впрочем, петербургским владельцам автомобилей грех жаловаться – в Сибири цены выросли на десятки процентов и даже в два раза.


                       Тем более что в Петербурге цены на бензин сейчас (см. таблицу) остаются ниже, чем они были в феврале, когда рассерженный ростом стоимости нефтепродуктов Владимир Путин прикрикнул на руководителей нефтяных компаний.

Всю неделю поиском ответа на вопрос – почему растут цены – занималась масса экспертов. Как объяснил нам источник, близкий к Минэнерго, «осенью 2010 года цены начали плавный рост на инфляционных ожиданиях заканчивающегося и грядущего года. Зимой правительству это очень не понравилось. После премьерского окрика, который прозвучал непосредственно здесь, в Петербурге, на совещании с нефтяниками, компании снизили розничные цены. Розничные! Но так как им нужно было отбивать свои потери, то оптовые цены они напротив повысили. А по оптовым ценам топливо у них покупают владельцы АЗС, не входящих в крупные компании. Им пришлось повышать цены».

Розничный рынок нефтепродуктов Петербурга поделен между крупными нефтяными компаниями («Лукойл», «Газпром нефть», ТНК-ВР, «Татнефть», «Роснефть», «Сургутнефтегаз») и независимыми трейдерами, которые не имеют в России своих нефтеперерабатывающих заводов («Шелл», «Несте», ПТК, «Фаэтон» и другие) в соотношении примерно 50 на 50. Эксперты полагают, что именно диверсифицированность петербургского рынка и независимость его от одного-двух крупных игроков не позволили ценам сильно взлететь вверх – и это на фоне общего бензинового кризиса в стране. Правда, сами местные независимые трейдеры критикуют политику крупных компаний.

Президент нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин на днях обвинил их в том, что они разорвали договоры с розничными операторами и выставили оптовые партии по более высоким ценам. «Сейчас легче остановить АЗС, чем заниматься убыточным бизнесом», – говорит он.

Не спасает и широко разрекламированные биржевые торги нефтепродуктами: Евгений Аркуша, президент РТС, говорит, что в апреле на петербургской товарно-сырьевой бирже было 400 заявок на покупку топлива и только 28 партий – на продажу. Да еще и ни одного предложения по цене, неубыточной для независимых операторов, добавляет Ашихмин.

Переработка на старых, унаследованных от СССР заводах стоит куда дороже, чем в Европе, а транспортировка по железной дороге растет в цене каждый год, поэтому нефтяные компании пытаются окупить издержки, как могут, говорит источник в «Лукойле».

Тем не менее, топливный кризис идет на спад, считают многие участники рынка. Это видно хотя бы потому, что цены на топливо замедлили рост. Не склонны бить тревогу и чиновники: «У нас есть подтверждение тому, что бензин в городе не пропадет», – сказал Евгений Елин, председатель Комитета экономического развития СПб. «Цены на нефть падают, все внешние контракты уже обеспечены сырьем, поэтому внутренний рынок постепенно начнет насыщаться уже в июне. Вначале нефтью «зальются» крупные компании, а потом топливо по цепочке дойдет и к мелким трейдерам, и они это понимают», – говорит источник.

Комментарий

Денис ДЕМИН, начальник аналитического отдела инвестиционной компании «БФА»:

– На сегодняшний день с дефицитом топлива на внутреннем рынке помогают справиться запретительные пошлины на экспорт бензинов, введенные в мае и сохраняющиеся как минимум до конца июня. Однако эта мера является временной и не мешает нефтяным компаниям наращивать экспорт темных нефтепродуктов как сырья для европейских НПЗ. Дальнейшая ситуация на внутреннем рынке будет зависеть от того, какие тарифные решения придут на смену чрезвычайным мерам в виде запретительных пошлин. Скорее всего, налоговая нагрузка будет пересмотрена в сторону обложения экспорта нефтепродуктов, в том числе за счет снижения пошлин на нефть. В этом случае открытым остается вопрос о стимулировании развития нефтеперерабатывающих мощностей, которые не поспевают за ростом потребления топлива в стране. В условиях сохранения высоких цен на нефть на мировом рынке эта ситуация может грозить дальнейшим повышением оптовых и розничных цен на нефтепродукты.

Сколько стоил бензин в Петербурге

2 февраля 2011 – Аи-92 (25,11), Аи-95 (28,88), ДТ (27,52)
11 мая 2011 -  Аи-92 (24,35), Аи-95 (27,20), ДТ (25,79)
1 июня 2011 – Аи-92 (24,85), Аи-95 (27,76), ДТ (25,72)

Источник: агентство АИ-92.                     

Евгений НИКИТИН











Lentainform