16+

Чем новая «Девушка с веслом», которую поставили в ЦПКиО, отличается от старой

14/06/2011

Чем новая «Девушка с веслом», которую поставили в ЦПКиО, отличается от старой

В конце недели на Безымянном острове реки Крестовки торжественно открыли лодочную станцию и копию самой известной скульптуры Ивана Шадра - «Девушка с веслом». «Девушка с веслом» существовала в советское время в двух принципиально разных вариантах – обнаженная и в купальнике. Девушка с веслом Шадра была обнажена. Более поздние работы Ромуальда Иодко – «Девушка с веслом» и «Женщина с веслом» (одна нога на подставке) – были одеты в купальники.


                      В Петербурге поставили копии обнаженной версии. Правда, эта копия не той его скульптуры, что стояла в ЦПКиО им. Горького как украшение центрального фонтана, а более ранней версии.

В том, что ИВАН ШАДР (1887 – 1941) обратился к обнаженной натуре, нет ничего удивительного (особенно с учетом соответствующего социального заказа). «Водный миф», в сталинской культуре был очень важен и по традиции связан с женщиной. Удивительнее другое: использование вульгарной эротической образности. Весло в скульптуре теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом. Тем не менее, обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками (эрегированные соски и массивный бюст были и у статуи «Освобожденный Восток» работы И. Д. Шадра) стала украшением центрального фонтана ЦПКиО им. Горького (статуя была выполнена из железобетона, высота 4,6 м, стоила 23 000 руб. Прейскурант 1937).

Сама железобетонная статуя не сохранилась, обстоятельства ее сноса нам не известны, существует только бронзовая отливка 117х79х34, по поводу которой накопились противоречивые мнения. По одной версии, это этюд для скульптуры, выполненный самим Шадром. По другой – гипсовая «Девушка» в конце 50-х годов стараниями жены Шадра вместе с другими его работами была переведена в бронзу.

Однако при сопоставлении сохранившихся фотографий «парковой девицы» с бронзовой становится очевидным их существенное анатомическое и эстетическое различие. В бронзе девушка приземистее, у нее гораздо шире таз и бедра, она полнее, мясистее, у нее короче и толще ноги. Для Московского ЦПКиО же была сделана более стройная, более длинноногая и узкобедрая, с ногами и фигурой куда более романтичными и возбуждающими, но при этом с сильными мускулистыми руками. Поэтому, скорее всего, бронза является не уменьшенной копией парковой статуи, а самостоятельным этюдом.


Чем новая «Девушка с веслом», которую поставили в ЦПКиО, отличается от старой

Известно, что первый парковый вариант «Девушки с веслом» был отвергнут. К лету 1936 г. Шадр изготовил «второй парковый вариант», видимо, более устроивший общественность. Изменилась не только прическа, которая стала более вольной и менее сексуальной. Исчезли мужские мускулы рук. Девушка стала тоньше и романтичнее.
Различным вариантам «Девушки» соответствовали две натурщицы, о которых точно известно, что они позировали Шадру: Вера Волошина (она была повешена в 1941 году одновременно с Зоей Космодемьянской – см. справку) и Зоя Бедринская. Вероятнее всего, что с Волошиной и был сделан «первый парковый вариант», а второй Шадр лепил с романтически прелестной Бедринской (кстати, она созналась, что позировала, лишь спустя 60 лет после того, как стояла обнаженной перед скульптором). Именно волошинский вариант теперь скопировали в Петербурге.

Скульптура Шадрина не была массово растиражирована в СССР. Тиражировали девушек Р. ИОДКО. ЕГО «Девушка с веслом» (1936) была установлена в ЦПКиО им. М. Горького, им. С. М. Кирова и по всей стране. В отличие от «Девушки» Шадра, она одета в купальник. Статуя напоминает манекен в витрине магазина; это в точном смысле симулякр по отношению к работе Шадра, что подчеркнуто зеркальностью (весло в левой руке, а у «Девушки» Шадра – в правой) и наличием купальника, который скрыл эрегированные соски оригинала.

Справка

Вера Волошина, студентка Московского института физкультуры, родилась в 1919 году в Кемерове. После школы приехала в Москву и поступила в Московский институт физической культуры и спорта. В 1935 году скульптор Шадр получил госзаказ на создание серии скульптур для строящегося ЦПКиО им. Горького. В бассейне Института физкультуры он присмотрел студентку Волошину. Среди остальных двадцати отобранных она попала в мастерскую художника и стала его моделью.

В октябре 1941 года Вера Волошина добровольно вступила в Красную Армию и была зачислена в войсковую часть № 9903 разведотдела штаба Западного фронта для работы в тылу врага. У нее было семь удачных засылок на оккупированную территорию. В той же части служила Зоя Космодемьянская. На свое последнее задание они уходили вместе, но в разных группах. Вера Волошина была повешена немцами 29 ноября 1941 в совхозе Головково. По легенде перед смертью она пела интернационал. В тот же день в десяти километрах от Головкова, в деревне Петрищево была повешена Зоя Космодемьянская.                       

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ








Lentainform