16+

«Признать поражение с ЕГЭ у официальных лиц нет сил»

20/06/2011

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

Главное официальное событие отчетной ТВ-недели – День России. Его главная отличительная особенность – никто не знает, как его праздновать. Этого не знают представители власти, и, соответственно, не знало ТВ. Оставалось только радостно лаять.


                  Президент вручил государственные премии, на этом программа действий исчерпалась, что мне напомнило старую репризу из «Кабачка «13 стульев»». Там был внесценический персонаж, муж пани Моники. В кабачке он никогда не появлялся, но о нем часто вспоминали. Так он однажды получил от Моники свободу на один день, но вскоре звонил ей в кабачок: оказалось, что он уже выпил две кружки пива и спрашивал, что ему делать дальше?

Вряд ли кто-то сможет ответить на вопрос, почему церемонию вручения премий военизировали, почему премии выносят и подают президенту игрушечные солдатики в сказочных мундирчиках, которые маршируют как-то по-балетному, напоминая «Щелкунчик». Возможно, пытались все сделать предельно торжественно, патриотично, самодержавно и в то же время гламурно, подтянув нынешнюю государственную премию к ее прародительнице – Сталинской премии. Но эта театрализация напоминает о старой эпиграмме: «В России дышит все военным ремеслом, и ангел делает на караул крестом» (имеется в виду Александровская колонна на Дворцовой площади).

ТВ, в свою очередь, отметило праздник оглашения декларации о государственном суверенитете РСФСР (1990) такими усиленными песнями и плясками, словно мелкая страна празднует избавление от колониального владычества жестокой метрополии. ТВ было бы уместно подготовить хоть какую-то историческую программу, в которой было бы показано, что эта декларация подвела итог крушению ленинско-сталинского «союза нерушимого», когда отвалили уже все, кто хотел, и Россия осталась независимой, как брошенная мужем жена. Но ТВ на эту тему не высказалось никак. 

Вместо исторической правды все каналы показывали фильмы – как сейчас принято, по 6 – 10 серий подряд, что избавляет от необходимости вообще что-то говорить от себя. Новости дает Кремль, фильмы – Госфильмофонд, погоду – Гидрометцентр, все схвачено. В очередной раз, например, показали фильм «Фронт без флангов» (1974) и два последующих фильма, сценарий к которым написал Семен Днепров, он же Цвигун, муж сестры жены Брежнева и первый зам. председателя КГБ (1967 – 1982), который курировал пятое управление (борьба с идеологическими диверсиями). Показывают этот шедевр, получивший, кстати государственную премию РСФСР 1978 г., то Пятый, то «Звезда», то еще кто-то примерно два раза в месяц. По моим наблюдениям, это наиболее часто повторяемый фильм.

Но, как я давно заметил, практически никогда не показывают «Обыкновенный фашизм», «Вся королевская рать», «Шоу Трумэна» и «В круге первом». Потому что нужно такое кино, которое не вызывает никаких вообще ассоциаций и мыслей – именно таковы «Фронты» от Семена Цвигуна. 

Однако не все не знали, как надо праздновать День России. Знающие люди специально к этому празднику убили Ю.Буданова, засадив по две пули в одно входное отверстие, что выдает суперпрофи, и это тематически чуть было не окрасило праздник, готовый уже превратиться в «день Буданова». Однако полиция со своей стороны и ТВ со своей сделали все от них зависящее, чтобы событие не вызвало запланированного патриотического подъема. Хотя в новостях сообщали регулярно.

Впрочем, множество событий на свободном ТВ вышли бы на первый план и породили бы массу интересных передач, острых, ядовитых и зрелищных. При нынешнем уровне развития интернета ТВ не могло пройти мимо ЕГЭ, сдача которого превратилась в фарс, во всенародную коррупцию. Но, конечно, ТВ предельно высушило тему, сведя все к вине студентов и одной студентки, которая пришла сдавать экзамен вместо мальчика, но не затрагивая тему самого ЕГЭ и разрушения системы образования. Признать поражение с ЕГЭ (боролись с коррупцией в школах, получили коррупцию в пунктах сдачи ЕГЭ вне школ) у официальных лиц, конечно, нет сил. Угрюм-Бурчеев не случайно хотел изменить название города Глупова на Непреклонск. 

Порадовал Э.Радзинский. Актерствуя, жеманничая и манерничая, он три вечера подряд, с 13 по 15 июня, рассказывал про «Путь во власть» Гитлера. Вот здесь как раз ассоциаций хватало, причем Радзинский намекал изо всех сил. Почему это проглядели и не пресекли, для меня осталось загадкой.

И, наконец, в потенциально напряженном контексте Дня России весьма любопытным показался даже фильм «Дьявол носит Prada», показанный вопреки программе 13 июня тем же Первым каналом. Раньше я думал, что единственной фишкой фильма является дубляж Мэрил Стрип (в роли Миранды Пристли) Эвелиной Хромченко, при том, что самой Мэрил Стрип, поражавшей игрой в «Выборе Софи» («Оскар» 1982 г.), здесь играть вообще нечего. Однако неожиданно у фильма открылся смысл. Миранда – персонификация власти, но ее отличительное свойство – патологический страх критики или иронии. По отношению к себе она допускает только восторг, и когда Энди смеется, глядя на трудности выбора между двумя поясами практически одного цвета, Миранда готова ее убить, потому что в этой иронии – ее, Миранды, смерть.

Не буду вдаваться в аналогии, а процитирую одну из записей Леонида Зорина, старого советского драматурга. «Поразительно было не то, сколь всевластными себя считали коммунистический режим и официальная идеология, поразительно было, какими затравленными они постоянно себя ощущали. <…> Этот колосс боится  и легкого щелчка <…>» (Зорин Л. Зеленые тетради. М., 1999. С. 434).                   

ранее:

«Из Достоевского сделали сексуального маньяка вроде Стросс-Кана»
«Сурков смотрел на Медведева по-отечески и гордился своим проектом»
«Психопат, ищущий признания» – именно такие люди требуются нашему ТВ
Самые смешные передачи на отечественном ТВ
В историю массовых психозов вписана еще одна яркая страница
В стране происходит модернизация стабилизации
Пугачева временами напоминала Матвиенко











Lentainform