16+

Пять мифов о бизнесе в Китае

23/06/2011

Пять мифов о бизнесе в Китае

Джон Куэлч, профессор Международной китайско-европейской бизнес-школы, рассказал про пять популярных мифов о бизнесе в Китае.


               1. Китайские потребители не потребляют

Для любого, кто пройдется по Нанкинской улице, это утверждение покажется нелепым. Китай вскоре превратится в рынок № 1 в мире по потреблению лакшери-брендов и авто представительского класса, которые в этой стране продаются, как нигде.

Конечно, население Китая более чем в четыре раза превышает население США, однако более важно то, что внутреннее потребление в Китае составляет только одну треть ВВП, тогда как в США этот показатель составляет две трети. Почему? Просто 90% населения Китая живет менее чем на 5 тысяч долларов в год. Это делает жизнь полной риска. Не имея нормальной пенсии и поддержки семьи, китайцы вынуждены откладывать «на черный день» больше, чем американцы.

Сейчас правительство Китая вкладывает значительные средства на обеспечение социальной защиты и медицинской помощи населению. Это позволит китайцам увеличить объемы внутреннего потребления. И когда это произойдет, Китай, в котором проживает одна пятая населения мира, станет настоящим двигателем роста мировой экономики.

2. Китайское потребление не социально

В Китае очень сильна конкуренция. В условиях меняющейся экономики это означает, что бренды отображают ваш статус и «стоимость», и при прочих равных условиях вы получаете ощутимый бонус при приеме на работу.

В стране заблокирован Facebook, но там есть множество социальных сетей на китайском языке. Согласно результатам недавнего исследования, проведенного компанией TNS, социальными сетями пользуются 265 млн китайцев, и они проводят в них как минимум 5,6 часа в неделю. 54% появляются там ежедневно. Это существенные цифры, если учесть скорость, с которой китайские пользователи обмениваются мнениями о новых продуктах.

Кроме того, китайцы находятся в авангарде «групповых закупок». Китайский интернет-магазин Taobao поможет найти лучшую цену для группы покупателей, которые могут быть не знакомы друг с другом, но желают приобрести один и тот же товар. Сейчас компания Groupon продвигает подобную бизнес-схему в США.

3. Китайцы могут копировать, но не создавать новое

Китай вырос, став мировой фабрикой, принимавшей заказы от западных компаний и производя продукцию с западной спецификой. Конечно, при этом одни китайские фирмы не соблюдали стандарты качества, а другие на тех же фабриках выпускали контрафактную продукцию по ночам и в выходные. Но большая часть китайских компаний поставляла на мировой рынок качественную продукцию практически в каждой категории.

Сможет ли китайская экономика переключиться с качественного копирования на инновационное производство? Да. На то есть три причины.

Во-первых, китайцы быстро адаптировались для разработки новых производственных возможностей и сейчас стали экспертами в этой области. Конкурентоспособность, устойчивость и гибкость, свойственная этой нации, помогут им адаптироваться еще раз.

Во-вторых, многие китайские компании крайне заинтересованы в том, чтобы больше зарабатывать путем создания собственных брендов, а потому активно инвестируют в исследования и разработки.

В-третьих, в Китае появляется все больше ученых и инженеров, выходящих из стен китайских университетов с научными степенями. Эти люди готовы экспериментировать, исследовать и создавать новое.

4. Китайские менеджеры не выйдут на мировой рынок

На внутреннем рынке Китая существуют огромные возможности для роста – как это было в США 100 лет тому назад. Однако сегодня все мы живем в глобальной интегрированной экономике, и об этом помнит менеджер любого китайского завода, поскольку кризис 2008 года и его последствия затронули, в том числе, и их.

Китайские менеджеры знают, что для того чтобы преуспеть, они должны работать на глобальную перспективу и говорить по-английски. Количество китайцев, изучающих в настоящее время английский, в пять раз превышает население Британии.

Со временем китайские менеджеры будут не просто руководить китайскими же компаниями. Они смогут занять высокие позиции в транснациональных корпорациях.

5. Китайское студенчество пассивно

В международных рейтингах китайские студенты занимают первые места в знаниях математики и иных предметов. На Западе принято считать, что это результат их «роботоподобности» и чрезмерной дисциплины, царящей в китайских школах. Однако есть и другая точка зрения: чтобы быть творческим человеком, нужна самодисциплина. Ты должен понять базу, прежде чем карабкаться выше.

По моему наблюдению, китайские студенты так же активны в дискуссиях, как и любые другие, при этом они обсуждают весьма сложные вопросы.

В условиях, когда темпы роста экономики приближаются к 10%, выгода, упущенная вследствие потраченного на обучение времени, гораздо ощутимей, чем при 2% в Европе. Это делает студентов китайских бизнес-школ более требовательными. Они хотят получать знания, которые позволят им зарабатывать деньги. И им нужно, чтобы эти знания были адаптированы к китайской действительности, а не просто были почерпнуты из западных учебников.                      

vz.ru, фотография с сайта atb-europa.com








Lentainform