16+

Что кроме страха заставит станции техосмотра работать хорошо?

07/07/2011

ВЛАДИМИР ГАРНИН

Дмитрий Медведев подписал законопроект о внесении изменений в процедуру прохождения техосмотра автомобилей, благодаря которому право на оформление ТО отдается коммерческим структурам.


                  Я думаю, что это совершенно неправильно и не соглашаюсь с мнением президента. В таких серьезных вещах вопрос ответственности должен лежать на государственных организациях.

Фактической ответственности у коммерческих организаций почти нет. Если госструктуру можно привлечь, то частную фирму, которая в один миг может стать банкротом или прекратить свою деятельность, потом ни в рамках гражданского, ни уголовного кодексов не найти и не достать. У нас и так доверие страховым компаниям отсутствует. Мы все знаем, что многие из них не доплачивают полагающиеся суммы по ущербу после ДТП, ссылаясь на любые варианты оценок, независимых экспертиз и т.д. Страхование автотранспорта, конкретно ОСАГО, – это относительно убыточный бизнес, поэтому в новых полномочиях я вижу только новый способ заработка. Если раньше часть денег, которые брались с людей за прохождение техосмотра, вливалась в государственный бюджет, в том числе ГИБДД, то теперь это из нашего же кармана добавят страховым компаниям.

В том, что над деятельностью станций техосмотра будет должный и жесткий контроль, я не уверен. Контролирующие органы будут, но все-таки это наблюдение со стороны. Это как прокуратура контролирующий орган милиции – их просто ставят в известность о возбужденных уголовных делах. Возможно, здесь будет то же самое, и вмешательство будет минимальным.

Относительно сроков прохождения ТО я, наверное, соглашусь с законодателями. Нет необходимости проверять новые иностранные автомобили, они изначально на заводах-изготовителях жестко контролируются. Сколько было таких примеров, когда машины партиями отзывались из-за выявленных неисправностей. Правда, это практикуют только крупные мировые бренды, с нашими Жигулями такого не происходит. Что касается отечественных автомобилей, то здесь явно надо прописывать сроки ТО, это должно быть обязаловкой, ведь даже новая Лада Калина – это уже имя нарицательное.

В новом законе также указано, что оператор, который не выявил неисправность, будет отвечать в случае аварии. Пока непонятно будет это делаться в рамках административной, гражданской или уголовной ответственности. Если речь идет об уголовной ответственности, то госинспектора привлечь гораздо проще. Естественно, что наказание для госслужащего, если в рамках своей деятельности он допустил халатность, выше, чем у обычных исполнителей. А что будет входить в обязанности сотрудников этих станций? Где эти границы ответственности? Здесь слишком много подводных камней. Если у инспекторов в отношении уголовной ответственности существует реальный страх, то тут, мне кажется, его не будет. В рамках гражданской ответственности частникам проще уклониться от ответа перед законом – затянуть процесс, реорганизовать предприятие и т.д. Здесь им бояться нечего. А если не страх и не чувство ответственности, то что сможет их заставить работать хорошо?

Если произошло ДТП, то доказать, что виной стала неисправность, которую пол года назад пропустили при прохождении техосмотра, проблемно. Если при прохождении ТО не будут выявлены технические неисправности, которые могли появиться например при проведении ремонта, то впоследствии доказать виновность организации проводящей ремонт будет затруднительно, т.к. технический осмотр уже будет пройден, то есть по документам автомобиль технически исправен. Потребуется множественное количество экспертиз для установления виновных.

Было у меня несколько лет назад такое дело, когда на станции технического обслуживания был проведен ремонт тормозов, и потом оказалось, что шланг не был докручен, в результате чего произошло перепускание тормозной жидкости. Человек ехал, начал жать на тормоза, а они не работают, в результате – авария. Мы тогда доказали, что нарушение было допущено при производстве этих работ, и водитель не виноват. Но это достаточно сложный процесс. Необходимо чтобы были все документы – заказ-наряд, акт приемки работ из сервиса. Большинство об этом даже не задумывается – приехали и сделали, а те, кто попадал в такие ситуации, всегда собирают документы. Потом после того как произойдет в ДТП нужно обладать специальными юридическими и техническими знаниями, чтобы сделать все правильно. Инспектор приедет, посмотрит и напишет общую фразу: «значительное повреждение передней части автомобиля», при этом не перечисляя всех поврежденных элементов. Для того чтобы доказать, что машина была неисправна, нужно прежде всего ее изолировать, поставить на стоянку, вызвать специалистов, которые сделают тщательный осмотр, поставить в известность ту же страховую компанию, которая проводила технический осмотр, и подключить ее к делу в качестве соответчика при необходимости.

У меня, как и у большинства автомобилистов, вызывает недоумение то, что стоимость техосмотра с 600 рублей повышается сразу до двух тысяч. Это, на мой взгляд, чистая коммерция. Предполагаю, что при лоббировании этого закона тоже неслись какие-то расходы, а то, что потрачено, нужно возвращать назад. Не факт, что это так, но мысли определенные появляются. Что у нас изменилось, чтобы так поднимать цены? На станциях ТО что-то поменялось? Нет, те же станции и тот же набор бумаг. Или мы на деньги граждан будем новые станции строить?

Говорят, что ради удобства планируется сократить количество процедур во время техосмотра. Честно говоря, что там сокращать можно я не особо понимаю. В оформлении ТО процедур не так много. Оплата в кассе, постановка в бокс, на стенд, проверка и выдача талона в том же окошке. Чего там упрощать? Сокращать количество пунктов, которые осматривают, тоже смысла не вижу. Как будто много времени занимает посмотреть, есть ли в машине аптечка. Сколько можно сэкономить, три минуты? Это просто смех. Разве в городе на станциях техосмотра очереди? Ну уберут ту же проверку аптечки – молодцы, хотя всем понятно, что она нужна. А напишут, что теперь все проще – опять похоже на профанацию.

Предполагается, что в разных регионах стоимость будут регламентировать местные губернаторы. Это зачем, чтобы все в Ленобласть за техосмотром ехали, или можно было поднимать бюджет других регионов за счет автомобилистов из Петербурга? Конечно, хотелось бы, чтобы принятие нового закона не превратилось в лазейку для нечистых на руку людей. Но кто даст нам гарантию?                      

ранее:

«Колейность на КАДе не от шипов, а из-за нарушений строительных технологий»
«Центры техосмотра не должны быть частными»
«То, что в Петербурге много иномарок не значит, что здесь все богатые»
«Слышал, что за машиной Марины Малафеевой ехали сотрудники ГИБДД…»








Lentainform