16+

Почему Петербург недостаточно интегрирован в мировое пространство

14/07/2011

Почему Петербург недостаточно интегрирован в мировое пространство

Online812 продолжает серию публикаций под общим названием «Петербургская культура: модернизация традиций», посвященных проблемам развития мегаполиса как современного международного культурного центра.


                 Ранее высказались практики – директор музея и арт-директор лофт-проекта. Теперь слово теоретику и преподавателю высшей школы. Разговор с Валерием МОНАХОВЫМ, историком и культурологом, директором программы «Искусство и гуманитарные науки» факультета сводных искусств и наук СПбГУ, шел о культурных традициях и подготовке будущих носителей инноваций.

Декларация о культурных намерениях


- Существует ли петербургская культура как отдельный феномен?
– Петербург не исключение из общего правила, каждый город имеет свою культурную историю и свои мифы, будь то Париж или Нью-Йорк. Особенность Петербурга в том, что это европейский проект, существующий в российском географическом, государственном, экономическом и ментальном пространстве.

- И в чем главная «культурная фишка» Петербурга?
– Самая яркая – архитектура, в этом смысле он европейский город. Вторая особенность – изначально высокая концентрация творческих людей, художников, литераторов. Но по укладу жизни, традициям бытовой культуры Петербург был и остается российским городом. Не говоря уже про то, что здесь были общие для страны способы управления и психология людей.

- Как развивался со временем феномен петербургской культуры? Можно назвать узловые точки?
– Замысел Петра I сделать Петербург столичным, имперским городом окончательно реализовался только к исходу XVIII века, до этого были сомнения и колебания. Утрата столичности в начале ХХ века лишила город ресурсов, человеческих, прежде всего. Он потерял связь с мировым культурным летоисчислением (впрочем, как и вся страна), перестал быть современным городом в европейском понимании. Но сломать, культурную природу Петербурга коммунистической власти не удалось. Срубили ствол дерева, но остались корни.

- А вам не кажется, что и корни не уцелели?
– Конечно, выдирали, но уцелела часть корневой системы. И сейчас она дает новые побеги.

- В последние двадцать лет диктат ценностей общества потребления произвел масскультурную революцию и у нас.
– Должен согласиться. Ценности меняются, но я бы не стал оценивать перемены однозначно отрицательно. Ценности общества потребления существуют только там, где есть социальный прогресс, где поднимается материальный уровень людей, увеличиваются возможности их доступа к ценностям цивилизации, в том числе культурным.
Впрочем, доступность ослабляет способности к творческой деятельности, к креативному мышлению, примитивизируя потребности. Это свойственно человеческой природе во все времена.

- Так Петербург – культурная столица?
– Пока это декларация о намерениях. Уровень бытовой культуры петербуржцев не позволяет считать иначе. Носители традиционных ценностей утратили монополию на непререкаемый авторитет. Они находятся в едином пространстве в равных условиях с носителями массовой культуры, и это нормально. Печально, что просвещенная часть социума люмпенизируется. Но массовая культура не поглотит высокую.

- Вы уверены?
– Это социальная генетика. Если не будет цивилизационных катастроф, а пойдет эволюционный процесс, то всегда будут появляться люди с высокими культурными запросами.

- Тогда нечего беспокоится, что кто-то и не подозревает о существовании Эрмитажа и Филармонии?
– Некоторые попытки просветительской деятельности небесполезны. Надо дать шансы тем, кто в силу жизненных обстоятельств оторван от высокой культуры.

- Кто эффективней в таком просветительстве – частная инициатива или государство?
– У нас – государство. Если хотите, это креационистский подход. Тот же эндаумент в сфере культуры невозможен без государственного «старт-ап». Первый доход культура должна получить от вложений казны. Увидев, что механизм работает, начнет вкладываться и частный капитал.

– Надо ли Петербургу придумывать свою модернизационную культурную фишку?

– Не надо ничего придумывать специально. Необходимо добиваться качественного сдвига (позитивного, разумеется) в деятельности образовательных учреждений всех уровней, расширить возможности получения дополнительного образования, уделяя особое внимание массовому овладению современными информационными технологиями и иностранными языками. Это снимет многие барьеры и откроет доступ каждому отдельному человеку и городскому социуму в целом к возможности самостоятельной оценки трендов в мировой культуре и укреплению собственной культурной идентичности. Надо возрождать детское художественное образование. Создание музея современного искусства по-прежнему актуально. Но самое главное – не жалеть ресурсов на обеспечение роста культурного потенциала горожан. Ведь главное наше богатство – это люди, качество этого ресурса и определит наше место в мире.

– Это не слишком оригинальные идеи.

– На этом фундаменте базируется креативность будущих поколений.

- Как вы относитесь к идее креативных городов?
– Она интересна, я видел такой проект во Владимирской области: новый город с разными индустриями, от художественных промыслов до сельскохозяйственного производства и экологических предприятий, работающих на альтернативных способах получения энергии.

– А применительно к Петербургу можно создать такой город-спутник?

– Думаю, что это возможно в Псковской области, где лучше сохранилась природная среда. Например, создать университетский кампус в Пушкинских Горах, чтобы он стал градообразующим предприятием. И тогда туда приедут не только туристы.
Возможно, для этого потребуется создание корпораций по развитию территорий с участием государства, представителей власти. Эти предприятия позволят интегрировать проекты в сфере культуры, занятости и т.д.  

- От чего надо отказываться, затевая модернизацию петербургской культуры.
– От конфронтации. Необходимо признать, что везде нужно искать компромисс. Например, если мы передаем в частные руки дворянские дворцы и усадьбы, то понятно, что они не могут быть точно такими же, как были до 1917 года. Сохраняя архитектурное наследие, необходимо создавать современную дружелюбную городскую среду. Как это делается в Западной Европе.

Английские стимулы


- Насколько петербургская культура интегрирована в этот западноевропейский контекст?
– Пока процесс односторонний, мы изолированы. Мариинский театр постоянно ездит по всему миру, а когда к нам в последний раз приезжал «Ла Скала»? То же самое касается и более скромных коллективов. И они не слишком частые гости в Петербурге, особенно если учесть его пятимиллионное население.

– Что им-то мешает?

– Недостаточная наша интегрированность в общеевропейское культурное пространство, наличие административных барьеров (визы, таможня и пр.), инфраструктурная отсталость, незнание нами европейских языков. В Амстердаме вы не найдете человека, не говорящего по-английски, хотя бы на самом простом уровне.

– Проще говоря, знание языков надо внедрять палками?

– Есть более тонкие и более эффективные стимулирующие механизмы. В современной Европе существует масса образовательных программ, которые осуществляются на английском языке. Якобс-университет в немецком Бремене специально создан около 10 лет назад, чтобы полностью вести обучение на английском языке. Сегодня 75 процентов студентов в этом университете – иностранцы, эта тенденция поощряется. Заодно решаются проблемы интеграции этих студентов – потенциальных мигрантов в немецкую культурную традицию.
Напомню, что с этого же начинался Петербургский университет. Его первыми профессорами были немцы, а первая группа студентов была завезена из Германии. Здесь некого было учить.

– Вы хотите сказать, что следует набирать в СПбГУ студентов из Средней Азии?

– Именно так сейчас и происходит. В прошлом году мы приняли на наш факультет свободных искусств и наук туркменских студентов, способных обучаться на русском и английском языках. Изначально они обучались в Американском университете в Бишкеке, потом возникли проблемы между Киргизией и Туркменией, студентам не разрешили продолжать образование в этом университете. И мы добились, чтобы их выпустили учиться в Россию. В этом году будет набор непосредственно из Туркмении.

- А кто платит за их обучение в Петербурге?   
– Американские и российские спонсоры.

Российские стимулы


- Что надо вложить в голову студентам, чтобы у них появилось желание модернизировать петербургскую культуру?
– Мысль о том, что надо еще раз прорубить окно в Европу, девиз – «Открытость и интеграция культур». Человек, воспитанный в такой парадигме, иначе смотрит на мир и на свои задачи в нем. Создание общего культурного пространства совершенно изменит и наш культурный ландшафт. Это не произойдет за 3 – 5 лет, но важен вектор.
В частности, наш факультет задуман как площадка для получения международного образования. Это интернациональные контакты, создание единого постсоветского образовательного пространства, как предпосылка единого рынка труда, чтобы человек мог уверенно чувствовать себя в любой точке этого пространства. И в конечном итоге создание единого экономического пространства по примеру ЕС. Там открытые образовательные процессы сыграли огромную роль.

– Современный студент – дитя масскультурной революции, готов ли он быстро воспринять глобальную образовательную программу?

– Никакого шока и отторжения она не вызовет. Нынешним студентам доступно огромное количество информационных ресурсов.

– Не уверен, что 30 лет назад университетский студент-гуманитарий знал меньше, чем нынешний. Думаю, что больше.

– Возможно. Но, надеюсь, что нам удастся подготовить современную элиту.

- Каким образом?
– Выход видится в создании таких программ, которые готовят конкурентоспособных людей. Важно не знания вбивать, а научить человека в течение всей жизни пополнять свой интеллектуальный багаж. Тогда он войдет в элиту.
Имея такие программы, мы заинтересуем возрастающее количество абитуриентов и сможем поднимать входной порог баллов по ЕГЭ.

- Достаточно ли для отбора будущей элиты одного ЕГЭ?
– Мало. Прежняя система позволяла оценить абитуриента более разносторонне. Экзамены позволяли понять, как человек мыслит, его потенциальный интеллектуальный ресурс. ЕГЭ – это испытание памяти, натаскивание, загрузка минимума знаний. 

– Подготовка элиты предполагает не только значительные по объему, но и сложные по содержанию учебные программы. Студенты будут неизбежно сходить с дистанции. А сокращение их количества повлечет уменьшение бюджетного финансирования вузов?

– Проблема существует.

- Вы подготовили элитного бакалавра или магистра, он образован, знает языки общается с коллегами из других стран. Зачем ему оставаться здесь и ждать, когда наконец-то изменится культурный ландшафт?
– Мы стремимся дать образование, с которым можно выходить на мировой рынок труда, что некоторые выпускники и делают. Но абсолютное большинство остаются. Петербуржцы привязаны к нашему культурному пространству. Они хотят жить здесь и не лишены надежд на будущее.                    

Вадим ШУВАЛОВ

Где готовят культурных людей в Петербурге

                 Сетевые и бумажные справочники по государственным вузам Петербурга утверждают, что в городе работают 28 университетов, 11 академий, 5 учебных институтов. Изучив списки этих высших учебных заведений, мы пришли к выводу, что гуманитарное образование можно получить почти везде. Особенно порадовало слух два названия в Военмехе. На факультете Международного промышленного менеджмента и коммуникации работает кафедра «Культурология и глобалистика». Все четко, по-военному.

Легче перечислить университеты, где нет гуманитарных факультетов. Это – Медицинский, Технологический, Низкотемпературных и пищевых технологий, Путей сообщения. Итого 4 из 28.

В академиях с гуманитариями сложнее, нет факультетов в Ветеринарной, Госслужбы, Мечниковской, Педиатрической, Химико-фармацевтической. Итого 5 из 11. Нет таких факультетов в Театральной и Штиглицевской академиях, но они – не в счет, там любое образование – гуманитарное.

По аналогии с академиями выносим за скобки Институт психологии и социальной работы, а также Высшую школу народных искусств. Гуманитарного факультета нет в Институте машиностроения. Получается 1 из 5.

Общий итог: гуманитариев не готовят всего в 10 петербургских вузах из 44.
Остается важный вопрос, куда пойти учиться. Наши эксперты советуют абитуриентам осторожно относиться к любым рейтингам, особенно в пору вступительных испытаний. Информацию для принятия правильного решения надо собирать заранее. Тем не менее, сообщим, что по-прежнему в лидерах гуманитарного образования СПбГУ и Университет культуры и искусств. Для узких специалистов – театроведение в Академии театрального искусства и музыковедение – в Консерватории. В подготовке работников пиара лидирует Электротехнический университет.

Кстати, в марте 2011 года президент Дмитрий Медведев дважды, в Мытищах и Магнитогорске, выступил с предложением постепенно сокращать непрофильное образование в технических вузах. Речь шла о юристах и экономистах. Нашим гуманитарным факультетам пока не показывали ни «желтых», ни тем более «красных» карточек.                  

В. М.








Lentainform